Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница

Психология
Педагогика

Психодиагностика и психологическое консультирование

Психодиагностика - это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Цели:
1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.
2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.
Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.
Задачи:
1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя).
2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).
Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт Личности.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.
В компетенцию психодиагностики входят:
- конструирование и апробация методик;
- выработка правил проведения обследования;
- способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.
Области практического использования результатов психодиагностической работы:
1. В целях оптимизации процессов обучения и воспитания (Задачи в школе: неуспевае-мость, учебные и личные проблемы. Психологическая готовность детей к обучению в школе; контроль за развитием детей под влиянием школьного обучения; выявление причин неуспеваемости и трудности учебной деятельности; отборы в спецклассы и спецшколы; оценка программ и методов обучения в школах; оценка успешности работы педагогов; оценка работы разных учебных заведений; решение проблем трудных детей; решение личностных проблем школьников; профориентационная работа; социально-психологическая диагностика (взаимоотношения в коллективе: учителей, учеников между собой, родителей и т.д.); выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, реали-зация индивидуального подхода и др.).
2. Психодиагностика является важной составляющей деятельности специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

Краткая история становления и развития психологической диагностики

В истории развития человечества существует давняя и богатая традиция познания психики человека. Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. В концентрированной форме знания о психодиагностике представлены в народной мудрости. Известна "психодиагностическая" притча о крестьянине, который для определения "профессиональной пригодности" своего единственного сына применил своеобразный тест. Он дал сыну книгу, яблоко и монету, решив для себя, что если сын начнет читать книгу, то он станет ученым. Если первым возьмет яблоко, то будет заниматься сельским хозяйством. Если же заинтересуется монетой, то станет торговцем. Однако сын поступил несколько неожиданно: взял книгу и стал ее читать, при этом ел яблоко и играл монетой. Крестьянин задумался и решил отправить ребенка учиться дипломатии. Народная мудрость запечатлела один из принципов тестов предпочтения, которые широко применяются в современной психологической диагностике.
Одно из первых упоминаний о применении психодиагнстических процедур для решения актуальных проблем практики можно найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто способен был выдержать ряд длительных проверочных процедур. На первом этапе "диагностики" большое внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись не только важные биографические сведения, но и уровень культуры, общий уровень развития, кругозор. Оценивалось умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и если желание посвятить себя тайнам жреческого искусства не пропадало, то следовало испытание умением трудиться, слушать и молчать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с испытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.
За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того, оценивалось поведение чиновников быту. Подобная система "профессиональной диагностики" просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.
Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: "Была ли борода у бородатого?" Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: "Говори! Говори! Отвечай немедленно!" В результате создавалась довольно драматичная ситуация. Даже самый пустяковый или нелепый вопрос превращался в проблему жизни и смерти. В зависимости от того, как ученик отвечал на загадки, определялись уровень его просветленности и меры по углублению знаний чань-буддизма. С помощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.
Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора. Пифагор с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить Меркурия. Ученый внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего, "диагностировалась" стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать одни в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал. И все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение "жертвы" отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приемом в школу.
Возникает предположение, что одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году царем Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: 1. Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви. 2. Достоверны ли печатные греческие книги. 3. Правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.
О том, как проходило тестирование в России отчасти можно узнать по рассказу А.П.Чехова "Экзамен на чин". Герою рассказа, для того чтобы продвинуться по служебной лестнице, необходимо было сдать несколько серьезных экзаменов. И каждый из педагогов, по мнению героя, специально задавал "каверзные" вопросы.
Если проанализировать все рассмотренные "прошлые" психодиагностические подходы, то можно увидеть в них ряд признаков, которые использует современный психолог-диагностик. Своеобразная преемственность наблюдается в следующем.
1. Целостный подход к оценке человека. - Человек воспринимался диагностами в целом, включая внешний вид, личностные свойства и профессионально важные качества. Целостность личности - один из основных ориентиров для психологической диагностики и сегодня.
2. Создание экстремальных ситуаций - Напряженные условия экзаменов, испытания между жизнью и смертью ослабляли психологические защиты и позволяли диагностировать истинные личностные свойства и возможности человека. Современные психодиагностические процедуры также включают в себя приемы создания напряженности и стрессогенности.
3. Тестирование имело социальную направленность и никогда не использовалось для праздного развлечения. Психодиагностика всегда оперативно реагировала на актуальные потребности общества и выступала одним из возможных рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.
Становление и развитие как научной, так и практической психологической диагностики происходит в конце ХIХ века. Это время ассоциируется с зарождением экспериментального дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов и потребностей практики.
Введение в область психологических исследований экспериментального метода, а также количественных (математических) методов обработки и анализа результатов существенно изменило содержание и смысл психологии вообще. Г.Фехнер считается одним из первых исследователей экспериментальной психологии. Им были введены в психологию количественные меры, то есть измерение. Современный облик она приобрела благодаря колоссальным усилиям исследовательской активности В.Вундта. В.Вундт, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т.п. В.Вундт вместе со своими учениками изучал не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные их проявления.
Психологическая диагностика заимствовала у экспериментальной психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Экспериментальная психология стимулировала развитие психодиагностики разработкой многочисленных процедур и приемов.
Другой, исторически не менее важный, источник психологической диагностики заключен в дифференциальной психологии. Ее корни находятся, как известно, в идеях дарвинизма, популярных в ХIХ в. и проникших в психологию во многом благодаря исследованиям Ф.Гальтона. Именно он, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на интериндивидуальные различия.
Основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать В.Штерна, который еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью. Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли А.Бине и В.Анри. В 1896 г. докладом на тему "Индивидуальная психология" они открыли новую предметную область психологических исследований - индивидуальные различия. Переход от исследования изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта - психодиагностики. Различия между психологической диагностикой и дифференциальной психологией определяются тем, что первую интересуют проявление общих закономерностей в единичном, конкретном случае, вторая изучает общие закономерности проявления индивидуальных различий.
А.Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Несмотря на недостаточное теоретическое обоснование и несовершенство получение количественных данных, тест получил широкое распространение во многих странах. В 1923 году после адаптации тест был издан в нашей стране.
Прикладную психологию принято считать третьим источником психологической диагностики. Очертить четко предметную область прикладной психологии представляет большую сложность. Прикладные аспекты исследований можно обнаружить почти во всех сферах производственной и общественной деятельности человека.
Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология. Интенсивное развитие промышленности, вовлечение больших масс людей в процесс производства, остро возникшая потребность общества в высоко квалифицированных рабочих побуждали к возникновению проблемы профессионального отбора и профессиональной ориентации. Социально-экономическая ситуация подталкивала к разработке и применению тестов. Тестология занималась теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества тестов и их стандартизации.
Однако и в то время тестология не рассматривалась единственным направлением в выявлении индивидуальных психологических особенностей человека. В 1912 году русский ученый А.Ф.Лазурский писал о недостаточности изучения индивидуального своеобразия только с помощью тестов. Он выступал за активное внедрение в психологию естественного эксперимента. Естественный эксперимент в отличие от самого обширного теста позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом.
Приблизительно в это же время другим отечественным психологом Г.И.Россолимо был предложен метод целостной диагностики личности с помощью "психологического профиля". Применение профиля позволяло увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приемов. Заслуга Г.И.Россолимо состоит в том, что его идеи измерения психического своеобразия с помощью профиля подтолкнули к разработке новых тестовых методик. Многие современные тесты достижений и личностные опросники построены на принципах психологического профиля, например шкала Векслера, 16-факторый опросник Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник и т.п.
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин "психодиагностика" появился только в начале ХХ века. Его появление и распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием "Психодиагностика". Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Роршах - клякс.
Интересна судьба этого ученого. Г.Роршах родился в 1884 году в Цюрихе, в семье художника. После окончания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам в последние годы было разрешено присоединяться к каким-либо студенческим общества. Роршах также принадлежал к одному из обществ. В этом обществе - и это звучит почти фантастично - ему было дано прозвище - "клякса". Сейчас трудно установить, было ли это прозвище намеком на профессию отца. Ведь от сына ожидали, что он станет художников. Возможно, что прозвище отражало увлечение Роршахом кляксографией - игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии.
Некоторое время разносторонний и способный молодой человек был в сомнении, должен ли он стать художником или он должен изучать естественные науки. В 19 лет Роршах стал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 году Роршах впервые использовал кляксографию. Главный научный интерес Роршаха составлял психоанализ. Результаты психоаналитических исследований отражены во многих публикациях, таких как "Рефлексивная галлюцинация и символика", "Пример неудачной сублимации забывания имен", "К символике змеи и галстука" и т.п.
Любопытно, что личная жизнь Роршаха была связана с Россией. Он был женат на русской. Непродолжительное время работал под Москвой в психиатрической клинке.
Умер Герман Роршах в 1922 году, в возрасте 38 лет от перетонита.
Таким образом, психологическая диагностика как самостоятельная психологическая дисциплина формировалась под влиянием разнообразных источников и психологических школ. Ее развитию, бесспорно, способствовали потребности образования, промышленности, военного дела в более точных формализованных оценках психических проявлений и поведения личности.
Несмотря на отсутствие точной периодизации этапов развития психологической диагностики целесообразно, как считает В.К.Гайда, рассматривать психодиагностические идеи, сформированные в конце ХIХ и в начале ХХ в.в. Оказалось, что первоначально психологическая диагностика использовала экспериментально-психологические методики, разработанные для решения научных проблем в лабораториях экспериментальной психологии. Результаты подобных исследований не позволяли описывать личность в целом, трудно поддавались обобщению и интеграции. Это заставило психологов обратиться к разработке специфических методик, предназначенных для диагностических целей.

Книги по Психодиагностике

Статьи по Психодиагностике

Дипломы, курсовые и контрольные по Психодиагностике

  • Психологическое консультирование подростков (курсовая)
  • Беседа, как основной метод психологического консультирования (контрольная)
  • Бихевиоральное направление как методологическая основа психологического консультирования (контрольная)
  • Групповое консультирование и его особенности (контрольная)
  • Индивидуальное консультирование (контрольная)
  • Метод тестирования и его использование в педагогической психологии (контрольная)
  • Наблюдение как один из методов психодиагностики (контрольная)
  • Недостатки тестов как метода психодиагностики (контрольная)
  • Понятие тестовых норм. Критерии норм. Проверка норм (контрольная)
  • Предмет и задачи диагностики школьного развития (контрольная)
  • Проективные методики как метод психодиагностики (контрольная)
  • Тест как метод психодиагностики (контрольная)
  • Стандартизация тестов (контрольная)
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz