|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психология
Педагогика
|
Спортивная психологияСпортивная психология - одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя).
Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественно-научном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте - как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход, так к со специально - научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).
Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.
Возникновение и развитие спортивной психологииУспехи отечественной спортивной психологии связаны с исследованиями А.Б.Алексеева, Н.К.Волкова, Б.А.Вяткина. Г.М.Гагаевой, Л.Д.Гиссена, А.Д.Тонюшкина, Г.Д.Горбунова, О.В.Дашкевича, Т.Т.Джамгарова, П.А.Жорова, Е.А.Калинина, Ю.Я.Киселена. ЮА.Коломейцева. А.А.Лалаяна, В.Е.Медведева,И.М.Палея, Е.В.Плахтиенко, А.Ц.Пуни, А.В.Родионов, П.А.Рудика, О.А.Сиротина, Ю.А.Ханина, Н.А.Худадова, О.А.Черниковой, Б.И.Якубчика. Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М.Ванека, Э.Василевски. Ф.Генова, Е.Геновой, Е.Гошака, П.Куната, Б.Д.Кретти. Р.Мартенса. К.Мацака, З.Мюллера, Б.Навроцкой, Л.Надори. Р.Найдифера, Б.Първанова. Г.Ридеоа, П.Рокушфалви, Ж.Риу, Р.Сингера, Г.Шиллинг, М.Эпуран, М.Яффи.
В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.
Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П. А .Рудиком и А.Ц.Пуни.
Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.
Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга - регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) - вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта - член Международной ассоциации спортивной психологии.
Материал подготовлен при помощи сайта Пси-шпаргалка http://www.psylist.net
Дипломы, курсовые и контрольные по Спортивной психологии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
|