Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Влияние личностных особенностей на выбор вида спорта.

Информация о дипломе.
          Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая глава (теоретическая), заключение и список литературы. Диплом полностью вы можете скачать пойдя по этой ссылке. В приложении диплома выложено описание теста на выявление личностных особенностей Кэттелла и тест-опросник для измерения мотивации Мун А. Реана

Содержание



Введение

Практика спорта показывает, что недостаточная эффективность работы детско-юношеских спортивных школ и учебно-спортивных подразделений в большинстве случаев является следствием неправильного выбора ребенком вида спортивной деятельности для углубленных занятий. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их индивидуальных спортивных достижений.
Ошибочный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребенка, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов.
Важно, в первую очередь помочь каждому желающему подобрать тот вид спортивной деятельности, который в большей мере соответствует его индивидуальным особенностям. Как известно, выбор каждым человеком вида спортивной деятельности в наибольшей мере соответствующей его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.
Успешность ее проведения на начальных этапах спортивной подготовки во многом зависит от сформированной готовности к выбору вида спортивной деятельности. Поэтому она должна органично входить в структуру спортивной ориентации.
Спортивная деятельность у разных детей складывается по-разному. С одной стороны, это можно связать с привлекательностью видов спорта, со статусом спортивной деятельности в обществе, с другой стороны, с четкой мотивацией и уровнем знаний.
Процесс выбора вида спортивной деятельности у детей школьного возраста происходит либо стихийно, либо в результате направленного воздействия родителей, друзей, тренера, тем самым обеспечивая максимальную реализацию возможностей ребенка в спортивной деятельности. К тому же необходимо ориентировать не только на престижные виды спорта, но и на такие, которые характерны для меньшинства, но именно они соответствуют специфическим особенностям ребенка, его потребностям и способностям.
Актуальность данной работы определяется недостаточной разработанностью вопроса влияния личностных особенностей на выбор вида спорта, нет теоретически обоснованных методик, позволяющих определить склонность характера и личностных особенностей ребенка к определенному виду спорта.
Объект исследования: личностные особенности детей, занимающихся различными видами спорта. Предмет исследования: средства и методы психологической направленности для определения личностных особенностей детей школьного возраста.
Цель работы: изучить личностные особенности детей, занимающихся различными видами спорта.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей, занимающихся разными видами спорта, существуют различные личностные особенности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов, посвященную проблеме личностных особенностей детей, занимающихся различными видами спорта.
2. Изучить личностные особенности детей школьного возраста.
3. Разработать программу психологического тестирования для определения влияния личностных особенностей на выбор вида спорта.
4. Обосновать эффективность разработанной программы.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса.
Практическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.
Теоретико-методологической основой исследования является типология личности К.Г. Юнга, Р. Кэттелла.
Методы исследования. 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Психодиагностический метод. 3. Метод количественного и качественного анализа полученных данных. 4. Метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Организация исследования. Исследование было проведено в двух спортивных секциях: тэквандо и футбол г. Владивостока. В исследовании участвовали подростки 11-15 лет в количестве 40 человек (выборку составляли подростки, занимающиеся индивидуальным видом спорта – тэквандо, другую подростки, занимающиеся командным видом спорта – футболом).
Структура работы. Представленная дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и субъект, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.
В 1-й главе раскрыты теоретические основы проблемы влияния личностных особенностей на выбор вида спорта.
Во 2-й главе определены план и задачи эмпирического исследования, дано обоснование методов, приведено описание всех этапов проведенного исследования, проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.
В заключении сформулированы результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной дипломной работы.
В приложении описаны методики и таблицы проведенного эмпирического исследования.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫБОР ВИДА СПОРТА

1.1. Некоторые аспекты психологии личности спортсмена

Как показывает анализ литературных источников, проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор в психологии ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения, поскольку многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития [14, 92].
Теории личности формулируют, что собой представляет человек в настоящем, дают ответ на вопрос, почему люди ведут себя определенным образом в той или иной житейской ситуации. Некоторые исследователи убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в области бессознательных мотивов, сформировавшихся в далеком прошлом и вытесненных в бессознательное. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают мотивы своего поведения, являющиеся результатом жизненных ситуаций. Например, З. Фрейд утверждал, что поведение в значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемые факторами, а А. Маслоу считает, что большинство поступков человека является следствием сознательного и свободного выбора. Созданием и разработкой теорий личности занимались также такие ученые как: К. Г. Юнг, А. Адлер, Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер, К. Р. Роджерс, Дж. А. Келли, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Г. Олпорт, Г. Айзенк и др.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие “личность” ученые также обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [19, 336].
Р. С. Немов указывает, что в структуру личности обычно включаются:
– способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [19, 338];
– темперамент – это качества личности, сформировавшиеся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного его типа нервной системы и в значительной мере определяющие стиль его деятельности [24, 150];
– характер – каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности [32, 174];
– волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей [19, 338];
– эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [24, 171];
– мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [11, 64];
– социальные установки – благоприятные или неблагоприятные оценочные реакции, которые выражаются во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении людей [18, 681].
Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных с практической точки зрения способов ее исследования и описания [14, 92].
Как показывает анализ литературных данных (К. Г. Юнг, Г. У. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Л. Зонди и др.) существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие – те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер, – смотря под каким углом зрения его рассматривать. И все же, при всей относительности данного подхода, определение типологической принадлежности человека имеет большое значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен. Остановимся кратко на некоторых из наиболее известных типологических характеристиках личности, оказавших влияние на современные представления о личности [2, 3-4].
К. Г. Юнг создал типологию личности, в которой выделил два основных типа – интровертов и экстравертов, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуиция, ощущение [2, 12].
Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм и убеждений. Интровертам свойственны повышенная, порой не имеющая оснований тревожность. Им присущи высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности [36, с. 435-338].
Экстраверты, напротив, ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир [Там же, 370-374].
Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению К. Г. Юнга, сосуществуют в каждом человеке. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. В том случае, если соотношение экстраверсии и интроверсии примерно одинаково, его относят к амбивалентам. В индивидуальном бессознательном центральным, основным архетипом является самость, которая не дает возможности одной из сторон души полностью подчинить другую, поэтому две стороны души (экстравертная и интровертная) как бы делят сферы своего влияния [36, 487-488].
Общение интроверта с незнакомыми ему людьми весьма затруднительно. Он не может выстраивать свою линию поведения, опираясь на мнение большинства. Он любит настаивать на своем или уходит от контактов.
Экстраверты же, как правило, хорошо строят свои отношения с большим кругом людей, считаются с их мнениями и интересами.
По мнению К. Г. Юнга, архетип “самость” связан не столько с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или с экстраверсией индивидуализирует путь развития человека [36, 600]. Это положение теории К. Г. Юнга послужило основанием для разработки типологии личности различными исследователями: И. Майерс [2], К. Бриггс [2], Д. Кейрсли [2], П. Тигер [2] и др. Был разработан опросник для 16 различных типов поведения – “Индикатор типов личности Майерс–Бриггс” [2, 14].
Типологическая модель личности К. Г. Юнга помогает человеку лучше понять себя, окружающих его людей, увидеть трудности, которые возникают у него в процессе межличностного общения, т.е. служит своеобразным инструментом для психологической ориентации в обществе [36, 601].
Среди продолживших разработку типологических моделей личности К. Г. Юнга следует назвать известного английского психолога Г. Ю. Айзенка, создавшего несколько отличающуюся модель личности, основанную также на факторе “экстраверсия – интроверсия”, но дополненную им таким важным элементом, как “личностная адаптация” в виде эмоционально-волевой “стабильности – нестабильности” [14, 240].
По схеме Г. Ю. Айзенка на одном полюсе находится тип личности, отличающийся нервно-психической устойчивостью, эмоциональной зрелостью, прекрасной адаптивностью. На другом – эмоционально неустойчивый личностный тип с низким уровнем адаптации к социальным условиям. Данная характеристика (фактор невротизма) стала рассматриваться Айзенком наряду с фактором “экстраверсии – интроверсии” в виде оси второго двумерного личностного пространства. Таким образом, по Г. Ю. Айзенку, каждому индивиду соответствует какая-то одна точка в этой системе координат, пользуясь которой можно выделить четыре типологические модели личности:
а) интровертированный – стабильный, б) интровертированный – нестабильный, в) экстравертированный – стабильный, г) экстравертированный – нестабильный.
Так, ведущими свойствами экстравертированной нестабильной личности являются: эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, агрессивным формам реагирования. Напротив, интровертированный нестабильный тип выделяется своей избыточной стеснительностью, замкнутостью, неуверенностью в своих действиях и поступках [14, 240 – 241].
Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Первоначальное развитие взглядов на природу личности на рубеже конца XIX – начала XX вв. происходило в рамках философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Существенный вклад в этот процесс внесли П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский и другие ученые [2, 36].
А. Ф. Лазурским была предложена первая в России классификация личности. Он полагал, что такая классификация должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от “степени одаренности” индивида, под которой понимал “прирожденный запас физических и духовных сил” человека, “запас его нервно-психической энергии”, его психической активности [2, 36].
А. Ф. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он их называл, экзо- и эндопсихикой. Поэтому главным принципом, положенным в основу созданной им классификации личностных типов на две большие группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими.
По мнению Лазурского, эндопсихические отношения личности выражают “как бы внутренний механизм человеческой личности”. Это так называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную одаренность человека, его способности к восприятию, память, мышление, воображение, внимание, эмоционально-волевую устойчивость, психомоторику и т.п. [2, 38 – 39]
Экзопсихические проявления личности по своему содержанию определяются отношениями субъекта к окружающей его среде, происходящим вокруг него явлениям, духовным благам, т.е. отражают систему отношений личности к окружающему миру. Создавая свою классификацию личностных типов, А. Ф. Лазурский в ее основу кладет степень выраженности, интенсивности вышеупомянутых проявлений, относя человеческие личности на разные (от высшего к низшему) уровни психического развития.
Отношения личности и окружающей среды, а следовательно, и отношения между эндо- и экзопсихическими проявлениями на разных уровнях неодинаковы [2, 38].
На низшем уровне психического развития личности, в зависимости от преобладания интеллектуальных, эмоциональных либо волевых процессов, А. Ф. Лазурский выделяет следующие личностные типы:
– рассудочные – склонные к бесплодному резонерству, обстоятельному обсуждению поступков, мотивов их совершения, их последствий с преобладанием формы над содержанием;
– аффективные – подвижные, чувственные с преобладанием органических влечений и потребностей, мечтатели;
– активные – энергичные низшего порядка, характеризующиеся импульсивностью и беспорядочностью своих действий, покорно-деятельные, упрямые, аффективно-извращенные, активно-извращенные (насильники), жестокие [2, 38-39].
В основе деления людей на среднем уровне психического развития лежит доминирующее развитие психических процессов. Благодаря этому, по мнению А. Ф. Лазурского, для данного типа лиц важнее не то, что они делают, а сам процесс их деятельности, то, как они ею занимаются. К подобным личностным типам он относит:
– непрактичные – теоретики-идеалисты, ученые, люди творческого труда, религиозные деятели и пр.;
– практики-реалисты – общественные деятели, лица, стремящиеся к власти, хозяйственники и т.п.
В основу деления людей входит также высший уровень психического развития личности, при котором полностью доминирует ее “экзопсихическая сторона”, а эндопсихика составляет лишь естественную ее подоснову. Необходимым признаком представителей данного высшего уровня является осознанная творческая направленность их бытия [2, 40].
В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера К. Леонгарда, А. Е. Личко и др. [32, 175]
Как считает немецкий психиатр К. Леонгард, у 20–50% некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным [32, 175].
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие основные выводы.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Сегодня существует большое число разнообразных типологий личности, которые позволяют выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать поведение человека.
Основываясь на научно-практических исследованиях ученых и анализе литературных данных, видно, что, только зная типологию личности спортсмена, его индивидуальные особенности, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

1.2. Индивидуально-психологические особенности, обуславливающие выбор вида спортивной деятельности

Как показал проведенный анализ литературы, вопрос о слагаемых спортивного успеха, невзирая на имеющееся многообразие самых убедительных данных, применительно к конкретному виду спорта пока ещё остаётся дискуссионным [33, 37]. Вследствие этого и в целях повышения прогностичности в спорте ориентация и отбор осуществляется комплексно, с учётом большого количества факторов. Для этого используется сопоставление индивидуальных данных конкретного спортсмена с модельными характеристиками, позволяющее определить соответствие психофизических возможностей спортсмена требованиям, диктуемым спецификой вида спорта, и выявить на этой основе резервы дальнейшего совершенствования.
Между тем необходимо отметить, что мало кто из сильнейших спортсменов, по показателям которых создавались усреднённые модели, по своим данным соответствуют “усреднённому идеалу”. При сопоставлении индивидуальных показателей выдающихся спортсменов с модельными характеристиками чаще встречается ситуация, когда спортсмен обладает рядом способностей, превышающих должные показатели, а по отдельным составляющим мастерства весьма далёк от модельных величин. В этом случае совершенно верно отмечено, что кажущиеся недостатки в подготовленности многих выдающихся спортсменов – закономерное продолжение их сильных сторон, и не будь этих недостатков, не проявились бы и способности, обеспечивающие достижение спортсменами выдающихся результатов [33, 38 – 40].
Эти факторы в значительной степени меняются в соответствии с уровнем подготовленности и ростом спортивного мастерства. В соответствии с этим прогнозирование и отбор, особенно на начальном этапе тренировочного процесса, должны вестись не в соответствии с конечной моделью, а в соответствии с факторами, отражающими промежуточные модели, соответствующие определённому уровню подготовленности или достижений. Это позволит более целенаправленно выбирать средства и методы для решения задач подготовки спортсменов [33, 40].
Успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектам вид спорта соответствует его склонностям, интересам, способностям и психофизиологической структуре личности. Связано это с тем, что достижение выдающегося результата в спорте возможно людьми с самым различным сочетанием особенностей индивидуальности, но непременным условием является то, чтобы эти особенности соответствовали специфике выбранного вида спортивной деятельности. Вместе с тем, выбор обусловлен не только и не столько социальными факторами, сколько полуосознанной потребностью в данном виде деятельности, которая формируется под влиянием имеющихся у человека особенностей личности [25, 138].
Следовательно, выбор вида спортивной деятельности происходит в соответствии с личными особенностями, например, лица с высокой активностью, избытком энергии, жизнерадостностью и оптимизмом чаще предпочитают игровые виды спортивной деятельности, лица же со склонностью к некоторой театральности в поведении – художественную гимнастику, акробатику и др.
В этом плане представляет интерес сравнить личности с особенности высококвалифицированных тяжелоатлетов с представителями других видов спорта. Среди тяжелоатлетов больше лиц со слабой нервной системой по возбуждению, инертностью нервных процессов (возбуждения и торможения). По показателям внешнего и внутреннего баланса характерно преобладание возбуждения и уравновешенности [21, 88].
Характеризуя типологический комплекс, который в большей степени присущ тяжелоатлетам, можно отметить его связь с устойчивостью к монотонной деятельности (состояние, возникающее вследствие однообразной деятельности). Это связано также с относительной эмоциональной бедностью тренировочного процесса. Сравнивая типологический комплекс тяжелоатлетов с другими, необходимо отметить определенные различия. В частности, боксёров характеризует средняя сила нервной системы, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. Ближе к ним стоят фехтовальщики и легкоатлеты-спринтеры, в то время как типологический комплекс средневиков, стайеров и велосипедистов –шоссейников, а также тяжелоатлетов более тяготеет к монотоустойчивости, хотя можно отметить и различия. Средневики и стайеры имеют значительно выраженную инертность возбуждения и торможения. Однако не следует думать, что расхождение параметров одного или нескольких вышеперечисленных психофизических свойств с отмеченными нами данными может ставить под сомнение целесообразность совершенствования в данном виде спортивной деятельности.
При объективно недостаточном проявлении каких-то необходимых для данного вида спортивной деятельности “компонентов”, составлявших темперамент и направленность личности, изменение системы отношений может компенсировать многое из “недостатков” [21, 89 – 91].
Так, в спортивной практике можно найти достаточно примеров очень удачного сочетания темперамента, направленности личности и характера, которые способствуют развитию способностей, эффективной их реализации. Такое сочетание может быть лучше или хуже, но в идеальном виде оно практически не встречается [4, 121].
В соответствии с этим свойства нервной системы рассматриваются не как разные степени совершенства нервной системы, а как типы, отличающиеся различным характером уравновешивания организма со средой. В целом присущее каждому человеку разнообразие сочетаний основных свойств нервной системы является физиологической основой индивидуальных различий и накладывает глубокий отпечаток на психологический склад человека и его поведение [4, 121 – 122].
Подобная направленность в различиях наблюдается и в отношении психологических особенностей более высокого уровня черт личности.
Тяжелоатлетов отличает выраженность следующих факторов: эмоциональной устойчивости, беспечности, добросовестности, среди вторичных факторов – уравновешенности (по Кеттеллу).
Значительно различаются ориентировщики и фехтовальщики. Так, в отличие от тяжелоатлетов, ориентировщики имеют более высокий уровень общения, интеллектуальную подвижность, отличаются независимостью, большей чувствительностью, подозрительностью, в сочетании с мечтательностью, но в то же время раздражительны и нетерпимы. Среди факторов второго порядка для них более характерна высокая тревожность, экстраверсия, независимость. Для фехтовальщиков же характерны стремление к новаторству и эксперименту, ответственность, самоконтроль, сила воли, чувствительность, склонность к новым переживаниям, артистический темперамент, богатое воображение, хрупкая эмоциональность [4, 123 – 124].
Следовательно, черты личности, как и типологические особенности, оказывают определённое влияние на выбор вида спортивной деятельности, последнее может способствовать проявлению двигательных способностей в избранном виде спорта.
Это, в свою очередь, подкрепляет мотивацию спортсмена и создаёт стойкий интерес к избранному виду деятельности, повышая его эффективность. Следует отметить, что этот замкнутый цикл отчётливо выявлен в производственных условиях и в спортивной деятельности [33, 119].
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно тезисно сформулировать некоторые выводы.
Черты личности, как и типологические особенности, оказывают определённое влияние на выбор вида спортивной деятельности.
Выбор вида спортивной деятельности происходит в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.
Успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектам вид спорта соответствует его склонностям, интересам, способностям и психофизиологической структуре личности.

1.3. Мотивация спортивной деятельности

Из анализа литературных источников, посвященных данной проблеме, следует, что особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом [11, 88]. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности [33, 32].
Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем – целого комплекса потребностей [33, 32-33].
Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др. [6, 59].
Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается [33, 33].
Следует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев (См. Таблицу 1).

Таблица 1. Классификация мотивов спортивной деятельности
По направленности на процесс или результат деятельности По степени устойчивости По связи с целями спортивной деятельности По месту в системе “Другие Я” По доминирующей установке
Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.) Ситуативные (кратковременные, проходящие) Смыслообразующие (прямо связанные с целью) Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения) Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска)
Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. Последствия победы и т. п.) Устойчивые (долговременные, часто многолетние) Стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы) Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.) Мотивация избегания неудачи

Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы [33, 33].
Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:
– стремление к самосовершенствованию;
– стремление к самовыражению и самоутверждению;
– социальные установки;
– удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями [11, 288].
И. Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении [15, 111].
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
– стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха – это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
– стремление к совершенству;
– повышение социального статуса;
– потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
– получение материальных поощрений [11, 289].
Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной “коллективистами”, доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе – “индивидуалистов” – ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, – в личных соревнованиях.
Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов [11, 289].
Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.
Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований [11, 289].
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации [9, 71-74].
Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.
Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов, включающих локомоторные акты (прыжки – в легкой атлетике, опорные прыжки – в гимнастике, разбег – в акробатике и т.п.), предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм. Каждая из этих четырех групп мотивов, как указывают исследователи, формируется в ходе тренировок и соревнований, достигая по мере совершенствования спортивного мастерства высокого развития [33, 17].
Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств. Анализ литературных данных показывает, что к данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые (пилоты, шкиперы), а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.
Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Из проведенного литературного анализа следует, что данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта [Там же, 18].
Результаты практических исследований, проведенных спортивными психологами показывают, что контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Различают три основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе, регби и др.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы теннис и др.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и др.) [23. 71].
Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, – насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели – это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели [33, 34].
Многие исследователи спортивной мотивации: А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др., отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
– является пусковым механизмом деятельности;
– поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
– регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов [33, 34-35].
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Мотивы – это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.
Таким образом, одним из ведущих психических критериев при выборе вида спорта детьми школьного возраста являются мотивы.

1.4. Психологические критерии, используемые при выборе вида спорта

Как показывает анализ литературных источников, посвященных данной проблеме, кроме мотивов ведущими психологическими критериями ориентации и отбора при выборе вида спорта являются и способности [31, 24].
Проблема способностей является крайне дискуссионной. Следует отметить, что в современной психологии до сих пор не существует единой теории и типологии способностей. Имеющиеся многочисленные определения способностей, сводящиеся к общей формуле: способности – это нечто, определяющее успешность деятельности, – дают возможность понимать под ними что угодно: направленность личности, знания, свойства темперамента и нервной системы и т. д. Вследствие этого понятие способности утрачивает специфичность и некоторые ученые либо отождествляют его с понятием качества, либо вообще отказываются от его использования.
Тот факт, что в понятие способностей вкладывается столь различный смысл, не может считаться случайностью или объясняться субъективным подходом. Он свидетельствует об объективной сложности структуры способностей [1, 4-5].
Как показал анализ научно-исследовательской литературы, посвященной проблеме способностей, ближе всего к их адекватному пониманию подошли Б. М. Теплов, К. К. Платонов и В. А. Крутецкий. Основные положения этих психологов сводятся к следующему:
1) под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого;
2) под способностями разумеются не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности;
3) знания, умения и навыки, т. е. опыт человека, приобретаемый в процессе жизни, не входят в структуру способностей;
4) ядро способностей составляют задатки, т. е. врожденные особенности человека [1, 51].
Однако даже при таких ограничениях нет полной и ясности данной проблемы.
Итак, способность – это функция “обвитая” различными для каждого индивида задатками, которые и придают своеобразную окраску проявлениям функции. Если убрать стержень-функцию, то останутся задатки, которым не через что будет проявить себя, т. е. способность исчезнет. То же произойдет, если убрать задатки: все люди станут одинаково способными, и это понятие потеряет смысл.
Такое понимание способностей устраняет многие противоречия в толковании этого понятия, например, что способности без деятельности не могут ни проявиться, ни сформироваться. Функция проявляется не только в деятельности, но и в жизнедеятельности как более широком понятии. Поскольку функция и задатки, определяющие особенности ее проявления, врожденные, то человек от рождения по мере созревания функциональных структур становится носителем способностей, и их можно определять не только в процессе деятельности, но и в любой ситуации, в которой актуализируется функция. Наконец, поскольку врожденные функции и общие свойства нервной системы имеются и у высших животных (что доказано И. П. Павловым с сотрудниками), можно ставить вопрос о том, что способности имеются и у животных: известна зоркость орла, обоняние собаки, прыгучесть и быстрота леопарда и т. д. [1, 57-58].
Конечно, следует иметь в виду, что при определенных условиях, например при целенаправленной многолетней тренировке, задатки изменяются. Однако эти сдвиги незначительны и не могут компенсировать врожденные различия между разными индивидами.
Таким образом, все вышесказанное приводит к основному вопросу диагностики способностей – что входит в задатки и какими способами их можно выявить и измерить [5, 152].
Б. М. Теплов относил к ним типологические особенности проявления свойств нервной системы – силы, подвижности и баланса нервных процессов. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев понимают под задатками физиологические и психологические особенности, обусловленные, в частности, индивидуальными особенностями строения мозга. К. К. Платонов включает в задатки и элементарные психические свойства. [1, 56] Как видно, все авторы рассматривают индивидуальные особенности функционирования только мозга. Этот традиционный для психологии подход не может объяснить проявления всех способностей, особенно двигательных. Ведь известно, что выносливость в аэробной работе обусловлена максимальным потреблением кислорода (МПК). Уровень МПК в основном задан от рождения (сдвиг его при систематической тренировке на выносливость на 20— 30% не может покрыть дефицит, имеющийся изначально между разными спортсменами). Следовательно, способность человека к длительной работе динамического характера обусловлена не только особенностями функционирования мозга, но и вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системами, биохимическими процессами. [5, 157] Поэтому под задатками целесообразно понимать любые врожденные функциональные особенности человека (биохимические, вегетативные, двигательные, сенсорные, интеллектуальные), проявляющиеся на различных, по сложности, уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей.
Наиболее изученными из всех задатков являются типологические особенности проявления свойств нервной системы. Типологические особенности генетически обусловлены, они очень мало и с большим трудом изменяются под влиянием условий жизни и деятельности. Для этого необходимо несколько лет тренировки в каком-либо направлении: на развитие быстроты, на выносливость, на устойчивость к монотонной работе (правда, типологические особенности весьма изменчивы в периоды гормональной перестройки организма детей и подростков) [1, 75].
Сегодня для выявления и измерения степени выраженности типологических особенностей разработано много аппаратурных методик. Однако использование типологических особенностей для прогнозирования возможностей человека, и в частности – выраженности той или иной способности, требует учета ряда положений:
– нет “плохих” и “хороших” типологических особенностей. Каждая из них может выступать как в положительной, так и в отрицательной роли, в зависимости от того, какую деятельность и в каких условиях выполняет человек. Например, сильная нервная система способствует психической устойчивости человека в напряженной ситуации, но не обеспечивает устойчивости при монотонной малоинтенсивной работе. Инертность нервных процессов является одним из факторов, влияющих на прочность запоминания информации, но препятствует быстрой переключаемости человека с одной ситуации на другую. Поэтому типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к внешней среде, сколько различные формы этого приспособления [5, 161].
Это значит, что высоких социальных достижений могут достичь люди с любыми типологическими особенностями. Однако это не значит, что в любом виде деятельности и в любых условиях человек добьется идеального приспособления к внешней среде и высоких достижений, независимо от того, какие типологические особенности у него имеются. С определенными типологическими особенностями можно добиться высоких результатов только в определенных видах деятельности, соответствующих имеющимся у человека способностям. “Хороших” типологических особенностей на все случаи жизни нет. Поэтому успехов в спринте чаще добиваются спортсмены с типологическим комплексом “реактивности”: слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов и с преобладанием “внешнего” возбуждения, а на длинных дистанциях успеха чаще добиваются лица с устойчивым к монотонной работе типологическим комплексом: слабой нервной системой, инертностью нервных процессов, преобладанием “внешнего” торможения и “внутреннего” возбуждения [5, 161-163];
– способности определяются несколькими типологическими особенностями. Это видно уже из приведенных выше примеров с комплексами “реактивности” и устойчивости к монотонной работе. Каждая из типологических особенностей – это своеобразные кирпичики, от сочетания которых получается целый фасад здания, присущее ему определенное лицо. Чем больше у человека имеется типологических особенностей, входящих в тот или иной типологический комплекс, тем в большей степени у него выражена данная способность. Отсюда, чем шире спектр изучаемых типологических особенностей (задатков), тем более надежным будет прогноз об имеющихся у человека способностях [5, 164];
– одна и та же типологическая особенность может входить в структуру различных способностей. Например, слабая нервная система входит в типологические комплексы “реактивности”, устойчивости к монотонной работе, артистичности; у лиц со слабой нервной системой меньше тремор, больше переключаемость внимания и т. д. Это еще раз показывает, что способности не сводимы к задаткам, в частности – к типологическим особенностям проявления свойств нервной системы [Там же];
– типологические особенности могут быть лишь дополнительным критерием прогноза достижения успеха в будущем. В определенные виды спорта в большинстве своем подбираются лица с определенными типологическими особенностями – вследствие их влияния на способности к этому виду деятельности и, как будет показано в дальнейшем, на склонность к нему. Однако это лишь тенденция, которая вовсе не означает, что людям с “нетипичной” для данной деятельности типологией дорога к успеху заказана. Типологические особенности выступают лишь как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом деятельности, но не определяющий уровень достижений (по крайней мере, в единственном числе) [5, 164-166].
Из вышеизложенного следует, что по типологическим особенностям нельзя предсказать, вырастет из данного школьника чемпион мира или нет. Поскольку успех и уровень достижений определяются, прежде всего, социальными факторами: знаниями тренера, спортивной базой, инвентарем и другими.
Как показывает анализ литературных данных, связь способностей со склонностями обсуждалась еще с 1918 года, когда А. Ф. Лазурский поставил этот вопрос в монографии “Наука о характерах”. Склонности, отражающие потребность и стремление человека к деятельности определенного типа, характера, непременно должны учитываться при ориентации и отборе [33, 64].
Из исследований спортивных психологов следует, что довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Например, если у человека имеется склонность к работе “взрывного” типа, то у него имеются и хорошо выраженные показатели быстроты; если у него имеется тяга к работе в спокойном темпе, то у него имеется устойчивость к монотонии, и т. д. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности, и способности имеют общий компонент – типологические особенности проявления свойств нервной системы [Там же, 66].
Так, типологический комплекс, включающий в себя слабую нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения или уравновешенность по “внешнему” балансу, с одной стороны, выступает в виде задатков скоростных способностей, а с другой стороны, создает потребность в деятельности кратковременной, взрывного характера. Поэтому среди лиц, занимающихся скоростными видами спорта (спринтом, боксом, настольным теннисом, фехтованием), преобладают лица с этим типологическим комплексом [33, 67].
Однако необходимо обратить внимание на отсутствие непосредственной связи между способностями и склонностями: эти связи опосредованы деятельностью. Тем не менее, это не противоречит положению Н. С. Лейтеса, что способности и склонности как бы поддерживают и усиливают друг друга. В самом деле, способности, обеспечивая эффективность выбранной по склонности деятельности, подкрепляют мотив выбора, способствуют перерастанию склонности, как не очень осознанного стремления выполнять определенный тип работы, в стойкий интерес, увлеченность. Последняя повышает активность спортсмена в избранном виде деятельности, что способствует лучшему развитию способностей и качеств, ускоряет формирование навыков и приобретение знаний. Это снова повышает эффективность деятельности, приводит к большим достижениям. Получается замкнутая функциональная система с прямыми и обратными (положительными) связями [16, 71-73].
Изложенные отношения между способностями и склонностями подтверждают точку зрения Е. Ф. Рыбалко и Н. Г. Озолина, что проявление склонностей к той или иной деятельности может служить важнейшим показателем наличия у человека определенных способностей к этой деятельности.
Однако в реальной же жизни могут наблюдаться и несоответствия между способностями и склонностями, в основном двух видов:
1) при наличии склонности недостаточно выражены способности к предпочитаемой деятельности;
2) при наличии способностей к какой-либо деятельности недостаточно выражена к ней склонность [33, 64].
Первый вариант особенно часто проявляется, когда речь идет о двигательных способностях. Дело в том, что они зависят не только от процессов центральной нервной системы и типологических особенностей (задатков), но и от морфологических особенностей строения мышц и двигательных единиц, от выраженности вегетативных и биохимических процессов. В связи с этим типологические особенности могут не обеспечить проявление у данного человека способности в такой яркой форме, как морфологические, вегетативные и биохимические особенности.
Расхождение способностей и склонностей может быть обусловлено и неадекватностью представлений человека о виде деятельности. Например, девочки с подвижностью нервных процессов часто выбирают художественную гимнастику только на основании ее внешних признаков: близостью к хореографии, музыкальностью, пластичностью, эмоциональностью. Эмоциональная сторона художественной гимнастики скрывает от них “внутреннюю” характеристику этого вида спорта – постоянное выполнение одних и тех же элементов, тщательную их шлифовку. А это связано не с подвижностью нервных процессов, а с инертностью, и не случайно у членов сборной страны по этому виду спорта и по спортивной гимнастике отмечается одинаковая инертность нервных процессов [33, 66-68].
То же можно сказать и в отношении выбора других видов спорта: бадминтона, плавания. Наличие среди студентов, изъявивших желание заниматься этими видами спорта, лиц с преобладанием торможения по внутреннему балансу, т. е. с малой двигательной активностью, можно объяснить тем, что об этих видах спорта они судят как о пляжных развлечениях, не понимая, что серьезные занятия бадминтоном и плаванием требуют от человека колоссальной работоспособности, затрат физических и психических сил [33, 69-71].
В. Н. Мясищев отмечает, что несовпадение склонностей и способностей может быть и из-за неправильного воспитания обучающихся, из-за переоценки их возможностей, захваливания, что приводит к возникновению у них тщеславия, самоуверенности, самоуспокоенности, снижению активности на занятиях, в результате чего способности не развиваются в должной мере.
Наконец, причиной расхождения могут быть социальные мотивы выбора того или иного вида деятельности. Так, К. К. Платонов объясняет наблюдавшиеся им случаи расхождения тем, что один считал овладение летным делом своим долгом, другой – видел в этом путь для проведения научных исследований и т. п. [1, 152] Могут влиять на выбор вида спорта мода, семейные традиции, желание не отстать от товарища.
В связи с этим важно при ориентации и отборе учитывать мотивы прихода подростка в тот или иной вид спорта, так как одни из них способствуют закреплению школьника в данной спортивной секции, а другие – нет. Например, в исследовании Ю. Ф. Курамшина было выявлено, что если школьник приглашен в секцию тренером или пришел по совету других, то отсев из секции значителен [11, 287] .
Большой отсев бывает и при мотиве, характеризующем стремление к славе (“Хочу быть мастером спорта”, “чемпионом мира”). Наименьшим был отсев при мотивах: “Хочу быть похожим на конкретного спортсмена-чемпиона”, “Данный вид спорта нравится”. Особенно часто виды спортивных занятий выбираются при мотиве “нравится”, причем конкретно объяснить, почему нравится тот или иной вид спорта, в большинстве случаев люди не могут.
Выбор вида спорта может осуществляться не только в связи с положительным побуждением (“Хочу заниматься тем-то...”), но и в связи с отрицательным побуждением (“Я не хочу заниматься этим видом, потому что боюсь прыгать в воду”). Это тоже приводит к расхождению способностей и склонностей: физически школьник подходит для занятий прыжками в воду, а психологически нет [16, 85-88].
Второй вариант расхождения способностей и склонностей, когда при наличии способностей не выражены склонности, может быть обусловлен легкостью заданий, приводящих к гарантированному успеху и к потере интереса к деятельности, а также строгими мерами и слишком большой регламентацией поведения, что вызывает протест обучающегося и приводит к отрицательному отношению к самой деятельности. В связи с этим важно постоянно заботиться о поддержании у занимающихся целеустремленности [1, 96-97].
Свойства темперамента также относятся к психическим свойствам, которыми один человек в своем поведении отличается от других. В. С. Мерлин относит к ним: тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и ригидность. Тревожность – это свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации. Эмоциональная возбудимость – это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия. Импульсивность характеризует быстроту реагирования, принятия и исполнения решения. Ригидность и лабильность обусловливает легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, костен в привычках и образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации [33, 115-117].
Свойства темперамента связаны со свойствами нервной системы. Например, тревожность выше у лиц со слабой нервной системой, ригидность больше у лиц с инертностью нервных процессов. Однако свойства темперамента не сводимы только к свойствам нервной системы. Последние отражают физиологические особенности протекания нервных процессов, а свойства темперамента – психологические особенности человека, и по иерархии занимают промежуточное место между свойствами характера (высшими), и свойствами нервной системы (низшими) [33, 118].
Как показано Б. А. Вяткиным, спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Об этом же свидетельствуют и другие данные. Например, обследование нескольких сот спортсменов, представителей различных видов спорта, показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятия таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них [4, 48-50]. В то же время, по данным Р. Н. Зюковой, для занимающихся художественной гимнастикой высокая тревожность может играть положительную роль, так как позволяет более точно воспроизводить и медленный, и быстрый темп. По ее же данным, эмоциональная возбудимость определяет точность восприятия и воспроизведения длительности звуков, малая импульсивность способствует восприятию и воспроизведению музыкальных акцентов [33, 119].
Очевидно, и личностные особенности оказывают влияние неэффективность деятельности и выбор того или иного вида спорта. Например, в работе Ф. Б. Березина и Р. В. Рожанец показано, что игровые виды спорта выбирают лица с высокой активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, избытком энергии и сознанием собственных возможностей; художественную-гимнастику, акробатику, конный спорт предпочитают лица с жаждой признания, склонностью к некоторой театральности в поведении, с богатым воображением, с живостью и выразительностью эмоциональных реакций [25, 41].
Однако, как показал проведенный литературный анализ, исчерпывающих данных на этот счет пока нет.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно кратко сформулировать некоторые основные выводы.
При ориентации и отборе важно учитывать, что в одних видах спорта, которые предъявляют специфические и высокие требования к нейродинамике человека, равно как и во всех видах “большого” спорта, свойства темперамента являются способностями к спортивной деятельности, поскольку они являются необходимым условием успеха; в других видах спорта, равно как в массовом спорте вообще, свойства темперамента не являются способностями к спортивной деятельности, поскольку здесь не предъявляется ни специфических, ни высоких требований к нейродинамике человека, и поэтому свойства темперамента не предопределяют успешности деятельности.
Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации.

1.5. Ориентация и отбор в различные виды спортивной деятельности с учетом одаренности и способностей

Опираясь на все вышепредставленное изложение факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его спортивной деятельности, целесообразно начать с рассмотрения врожденных особенностей человека, способов их определения и построения на этой основе ориентации и отбора в различные виды спортивной деятельности. Приход человека в спорт начинается либо с выбора им определенного вида, либо отбора его в определенную спортивную секцию. И лишь после этого начинается процесс тренировки, воспитание его в коллективе, приспособление к внешне-средовым факторам. Чрезвычайно важно, чтобы этот первый шаг оказался удачным. А это значит, что пришедший заниматься спортом должен, прежде всего, получать удовольствие от занятий, удовлетворение от роста своих спортивных результатов [21, 86].
Еще Ф. Бекон в XVI веке говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Следовательно, прежде чем человек выберет какой-то род занятий, нужно узнать, к чему склонна его “природа”. Природные (врожденные) особенности человека, определяющие его возможности касаются как особенностей телосложения – соматотипа, так и психологических, физиологических и биохимических особенностей, входящих в структуру способностей. Сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность человека в том или ином виде деятельности [21, 87].
И все же, как показывает практика, прогноз, который делается при ориентации и отборе, не должен быть категоричным. Любой прогноз – вероятностный, поэтому отдельные ошибки неизбежны. Однако при научно обоснованном отборе число их должно быть сведено до минимума. Отбор же только на основе интуиции тренера часто приводит к ошибкам.
Выбор школьниками вида спорта путем “проб и ошибок”, т.е. в расчете, где лучше получится, хотя и приводит порой к успеху, но целом мало эффективен и порождает большую текучесть в спортивных секциях. Это затрудняет сплочение коллектива, налаживание в нем воспитательного процесса, что приводит и к снижению, тренировочного эффекта [11, 287].
В настоящее время имеется явно выраженный уклон спортивных практиков осуществлять отбор только по морфологическим признакам и педагогическим критериям (физическим качествам). Психологические и физиологические критерии, как правило, не учитываются, возможно, по той причине, что они еще не разработаны в должной мере и не представлены в систематизированном виде. На практике это приводит порой к неразумной трате времени со стороны тренеров, инструкторов и т. п. Например, ежегодно в аэроклубы страны подаются сотни заявлений от юношей и девушек, желающих заниматься парашютным спортом. Тренеры и инструкторы на каждого из них заводят врачебную документацию, проверяют уровень физической подготовленности. На все это тратится много времени, но эффективность работы оказывается низкой: основная масса записавшихся уходит из секции либо перед первым прыжком, либо после него, не сумев побороть страх. Конечно, разумнее было бы начинать выбор с психолого-педагогических тестов на смелость, а затем уже определять специфические для парашютного спорта физические качества и заводить документацию на оставшихся.
Важность изучения психологических критериев ориентации и отбора, как показывают достижения практики и анализ литературных данных, определяется и тем, что все сведения, полученные при психологическом изучении новичков, пригодятся тренеру в дальнейшем, особенно при индивидуализации тренировочного процесса и при подготовке спортсменов к соревнованиям [33, 160 – 263].
Обобщая все вышепредставленное, можно тезисно сформулировать следующие выводы.
Поскольку приход человека в спорт начинается либо с выбора им определенного вида, либо отбора его в определенную спортивную секцию и лишь после этого начинается процесс тренировки, воспитание его в коллективе, приспособление к внешне-средовым факторам, чрезвычайно важно, чтобы этот первый шаг оказался удачным.
При ориентации и отборе в различные виды спортивной деятельности с учетом одаренности и способностей, разумно и целесообразно начинать отбор с психолого-педагогических тестов, определяющих психологические и физиологические критерии, и лишь затем уже определять специфические для данного вида спорта физические качества и заводить документацию на оставшихся.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить следующие основные выводы.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Сегодня существует большое число разнообразных типологий личности, которые позволяют выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать поведение человека. Зная и учитывая типологию личности спортсмена, его индивидуальные особенности, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации.
При ориентации и отборе в различные виды спортивной деятельности с учетом одаренности и способностей, разумно и целесообразно начинать отбор с психолого-педагогических тестов, определяющих психологические и физиологические критерии, и лишь затем уже определять специфические для данного вида спорта физические качества и заводить документацию на оставшихся.
Выбор вида спортивной деятельности происходит в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. Таким образом, успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектам вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности.
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Мотивы – мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Поэтому, одним из ведущих психических критериев при выборе вида спорта детьми школьного возраста являются мотивы.

II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫБОР ВИДА СПОРТА

2.1. Цель, задачи, программа и методы исследования

2.2. Организация исследования

2.3. Анализ и интерпретация полученных данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их эмпирическим путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Сегодня существует большое число разнообразных типологий личности, которые позволяют выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать поведение человека. Зная и учитывая типологию личности спортсмена, его индивидуальные особенности, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.
Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации.
При ориентации и отборе в различные виды спортивной деятельности с учетом одаренности и способностей, разумно и целесообразно начинать отбор с психолого-педагогических тестов, определяющих психологические и физиологические критерии.
Таким образом, можно говорить о том, что успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектам вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что дети, занимающиеся индивидуальной спортивной деятельностью (тэквандо) относятся к “индивидуалистам”, а дети, занимающиеся командным видом спорта (футболом) относятся к “коллективистам”. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной дипломной работе: мы предполагаем, что у детей, занимающихся разными видами спорта, существуют различные личностные особенности – доказана.
Следовательно, цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута.
Поскольку успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектом вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности, необходимо отметить, что дети могли показать такие результаты тестирования в связи с переходным возрастом, когда возрастает неуверенность в себе, тревожность, агрессия и т.д. Необходимы дополнительные исследования, чтобы установить, являются ли полученные в данной работе результаты постоянными, поэтому в дальнейшем мы планируем продолжать изучение и разработку заявленной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 183 с.
2. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
3. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.
4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 134 с.
5. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
6. Горбунов Г. Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. – Л.: Нева, 1977. – 220 с.
7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. – 391 с.
8. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
9. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. – Смоленск: Знание, 1980. – 298 с.
10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
12. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). – К.: Вища школа, 1998. – 420 с.
13. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
14. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
15. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. – М.: Просвещение, 1975. – 240 с.
16. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Академия, 1984. – 196 с.
17. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 542 с.
18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с.
19. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2000. – 688 с.
20. Общая психология./Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
21. Общая спортивная психология./Под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000. – 192 с.
22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
23. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Наука, 1984. – 198 с.
24. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1981. – 175 с.
25. Попов А. Л. Спортивная психология. – М.: Флита, 2000. – 152 с.
26. Психология индивидуальных различий. Тексты./Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романовой В. Я. – М.: Издательство Московского университета, 1982. – 320 с.
27. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия./Под ред. Реана А. А. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
28. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 220 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
30. Савельников О. Д. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности.//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 4. – С.16-20.
31. Сальников В. А. Спортивная деятельность и способности.//Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 10 – С.24-26.
32. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
33. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов./Под ред. Волкова И. П. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.
34. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
35. Энциклопедия глубинной психологии./Под ред. Боковикова А. М., – М.: MGM Interna, 1998. – 800 с.
36. Юнг К. Г. Психологические типы. – Мн.: Попурри, 1998. – 656 с.
37. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985. – 565 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz