Проект "Горизонты педагогической психологии в XXI веке"
Гуружапов В.А.
По прогнозам футурологов XXI век обещает стать веком грандиозных открытий в области образования. В этой связи особое внимание научной общественности должно быть уделено педагогической психологии редакция журнала «Психологическая наука и образование» и кафедра педагогической психологии МГППИ предлагают всем заинтересованным специалистам высказать свои соображения о возможных направлениях развития теории и практики педагогической психологии. Инициаторов проекта интересует весь спектр психологических проблем обучения и воспитания.
Материалы для публикации просим присылать с пометкой: Проект «Горизонты педагогической психологии в XXI веке». Форма изложения – свободная. Порядок подготовки материалов к публикации – обычный (как для любой статьи). Координатор проекта – В.А. Гуружапов. В качестве первого материала предлагается следующий.
Об одной современной задаче педагогической психологии (тезисы)
Своеобразие современного этапа развития педагогической психологии в России состоит в том, что профессия психолога в системе общего образования становится массовой. В этой связи хочется обратить внимание на очевидный разрыв между педагогической психологией как наукой и практикой общего образования, который обнаруживается при рассмотрении возможного функционала деятельности школьного психолога с точки зрения содержания его профессиональной подготовки.
Одной из важнейших особенностей современной системы общего образования является наличие конкуренции в сфере образовательных услуг. В конкуренцию неизбежно вовлекаются педагогические коллективы школ, потому что они находятся на переднем крае борьбы за ресурсы, выделяемые обществом на сохранение и развитие образования. Современное общее образование характеризуется одновременным обращением в педагогическом сообществе большого числа конкурирующих образовательных идей, понимаемых нами как единство социальных целей обучения (и воспитания) детей и представлений о способах их достижения[1]. Поэтому одним из главных аргументов в конкурентной борьбе являются значимость образовательной идеи, выбранной (или самостоятельно выдвинутой) школой, и качество ее практической реализации[2]. В результате учебно-воспитательный процесс фактически приобретает инновационный характер, независимо от того, считает ли школа себя инновационной или нет. Это предъявляет высокие требования к каждому члену коллектива с точки зрения его вклада в систематическую работу по достижению целей, определяемых принятой в школе образовательной идеей. В этой ситуации психологу одним преподаванием психологии или налаживанием благоприятного психологического климата в школе не обойтись. Ему надо, исходя из психологической природы учения, заниматься поиском резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса (прежде всего по конкретным базовым дисциплинам), но не в плане просвещения учителей, а через выдвижение проектов, предполагающих собственное участие в реализации образовательной идеи школы. Образно выражаясь, он может вносить изменения только своим продуманным появлением в конкретном месте и в конкретное время. В поле внимания психолога должны быть не только (и даже не столько) индивидуальные особенности детей, педагогов и родителей, но и детали целостного образовательного процесса. В том числе надо уметь анализировать такие внешне непсихологические его элементы, как учебный план, учебные программы, методические пособия, учебники, школьное оборудование и т.п., взятые, конечно, в их психологической сути по отношению к конкретной образовательной идее рассмотрим, насколько так понимаемый функционал деятельности психолога может быть обеспечен содержанием профессиональной подготовки будущих специалистов.
Отечественная наука достигла значительных успехов в области исследования психологических закономерностей процессов учения и развития детей в условиях школы. Основные достижения обобщены в прекрасных учебниках по педагогической психологии, созданных в преддверии XXI в. Т.П. Зимней и Н.Ф. Талызиной[3]. Видимо, эти труды и определят в ближайшей перспективе характер общей подготовки будущих педагогов и школьных психологов в области педагогической психологии.
Вместе с тем невозможно не заметить, что в большинстве исследований драма учения анализируется только применительно к ситуации взаимодействия учеников и учителей (воспитателей). Это связано с тем, что психологов как самостоятельных участников конкретного учебно-воспитательного процесса до недавнего времени в школе просто не было. Поэтому известные теоретические разработки и экспериментальные данные главным образом обосновывают (интерпретируют) деятельность педагога. Психолог может воспользоваться ими для составления программы обследования психического развития детей или для консультаций педагогов по отдельным аспектам ведения уроков. В значительной мере это описывает ситуацию работы психолога по заказу. Неслучайно в практике школьной психологической службы доминируют диагностическое и консультационно-коррекционное направления деятельности[4].
С реализацией этой чрезвычайно важной цели дело обстоит более или менее благополучно, так как она реально обеспечена совокупностью научных и организационных ресурсов современной системы общего образования. А вот на какие разработки может опереться психолог при выдвижении собственных проектов по совершенствованию учебного процесса, недостаточно ясно. Итак, можно сказать, что педагогическая психология как фундаментальная наука о природе учения пока не обеспечивает в должной мере профессиональную подготовку и деятельность психолога как активного и самостоятельного участника систематической работы педагогического коллектива в достижении конечных (т.е. определяемых содержанием образовательной идеи) целей школы.
По нашему мнению, указанный разрыв вовсе не связан с отсутствием необходимых разработок. Соответствующие предпосылки для его ликвидации есть. Достаточно сказать, что многие психологи активно участвуют в разработке концептуальных основ общего образования, являются авторами новых программ и учебников или научными руководителями инновационных школ. Эта сфера деятельности подкрепляется соответствующими научными разработками. Но надо идти дальше. На повестке дня стоит вопрос об изменении отношения представителей психологической науки к реальному образованию и поиску своего места в ней.
Возможный взгляд психолога на систему общего образования
Образование не обязано держаться в рамках того, что психологи в нем открыли или ему предписывают, в том числе и в отношении его психологической составляющей. Оно является органической системой, имеющей собственные законы развития и подчиняющейся им. Мы, психологи, можем только что-то делать в нем, сообразуясь с его природой, выступать его активной частью, особым образом рефлексирующей события, происходящие в конкретном времени и пространстве. В этом смысле объектом исследования педагогической психологии является вся система образования, которая в определенной мере может изменяться в результате активного вмешательства психолога. Тогда предметом исследования будут содержание и структура актов свободного действия субъектов учебно-воспитательного процесса, общающихся с психологом при решении конкретных задач системы общего образования.
Центральным вопросом педагогической психологии являются условия воспроизведения учениками формы осмысления мира и самих себя по ориентирам, выработанным в истории человечества. Этот акт изначально является свободным, поскольку ничего в мире, по существу, нельзя понять иначе, чем сделать это самому. Другие люди, книги и прочее есть лишь инструменты, с помощью которых человек сам познает мир[5].
В системе образования эта свободная деятельность ученика осуществляется посредством систематической работы по определенным учебным программам, учебникам и т.д. Подробности учения структурируются типами образовательных технологий и образовательных сред. Это объекты, достаточно доступные анализу. Но не вообще, а с точки зрения принципов конкретной дидактической системы.
Реализация принципов дидактической системы через конкретные образовательные технологии и среды наталкивается на множество затруднений, возникающих у самого ученика. Что-то он может использовать, что-то нет. Есть области наиболее вероятного использования дидактических систем (надежная зона). Эту область надо целиком отдать педагогам. А есть области неопределенного, неясного использования (ненадежная зона). Это области приложения деятельности психолога. Надо исследовать, как конкретные технологии и типы образовательных сред способствуют или препятствуют проявлению свободных актов познания ребенком мира в зоне неясной реализации принципов дидактических систем.
Образ будущей педагогической психологии
Педагогическая психология – это теория решения психологом самостоятельных задач по достижению конечных целей обучения и воспитания детей в школе с учетом особенностей реализации в практике конкретных образовательных технологий и типов устройства образовательной среды. Психолог как самостоятельный активный субъект образовательного процесса.
Педагогическая психология есть содержательная основа практического взаимодействия психологов с проектировщиками учебных курсов, методистами и педагогами конкретных дидактических систем. То есть педагогическая психология как образ мышления участников учебного процесса.
Проблема психологических границ (рамок) дидактических систем. Психолог как специалист, способный работать на границе дидактических систем.
Изменение подхода к психологии педагогической деятельности. Не просто психология учителя, а образ мышления и действий учителя в рамках конкретной дидактической системы. В реальности не бывает чистых случаев. Педагог часто вносит в реальное событие урока разные подходы.
Педагогическая психология есть культура психологического анализа явлений, происходящих на макро – и микроуровнях в области общего образования.
Психолог как аналитик.
Литература
1. Зимняя Т.П. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 1999.
2. Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественно-исторической гносеологии. М., 1996.
3. Михайлов Ф.Т. Избранное. М., 2001.
4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
5. Педагогика сотрудничества. М., 1999.
6. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных ученых заведений. /Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1998.
7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. М., 1998.
[1] Михайлов Ф.Т. Избранное. М., 2001.
[2] См. ссылку 1.
[3] Зимняя Т.П. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 1999. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. М., 1998.
[4] Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М., 2000. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных ученых заведений. /Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1998.
[5] Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996.
|