Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Развитие среднего образования в г. Владивостоке

Информация о работе.
          Эта работа была защищена на оценку "отлично". На сайт выложена полностью.

Содержание



Введение

Не так давно закончился XX век, век трех революций, век двух мировых войн, век природных и социальных катаклизмов. Менее чем за сто лет человечество от лучины, от первого радиоприемника пришло к расщеплению атома, запуску в космос спутника и человека, покорению Луны, дна Мирового океана. Во всех этих достижениях велика роль общеобразовательной и профессиональной школы, велика роль учителя.
Сохранившиеся во Владивостокских музеях фотографии церковно-приходских, одноклассных и двухклассных школ постройки начала XX века и школы начала XXI века с наличием компьютеров, кабинетов, мастерских, спорткомплексов, столовых, теплиц — являются сегодня прекрасным материалом для сравнения и сопоставления, для размышления.
Актуальность данной темы определяется тем, что роль школы, роль учителя, положительный и отрицательный опыт Владивостокских школ — это бесценный опыт и возможность проводить сравнительный анализ для будущих историков, для детей и внуков, которые, надеемся, сумеют отделить зерна от плевел, пойти дальше в развитии общества.
Цель работы: раскрыть и сделать объективный анализ состояния развития среднего образования на различных этапах развития города Владивостока.
Объект исследования: среднее образование на различных этапах развития города Владивостока.
Предмет исследования: развитие среднего образования на различных этапах развития города Владивостока.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать опубликованные литературные источники, архивные материалы, статьи и материалы Всемирной сети Интернет, посвященные развитию среднего образования на различных этапах развития города Владивостока.
2. Осветить развитие среднего образования в городе Владивостоке в 1917-1940 годах.
3. Показать состояние и развитие среднего образования города Владивостока в годы Великой Отечественной войны.
4. Изучить развитие среднего образования в городе Владивостоке со времен окончания Великой Отечественной войны до современных дней.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование данной проблемы может служить началом наших более основательных исследований в дальнейшем, а также являться дополнительным информационным материалом для студентов.
При обработке фактического материала использовались такие исследовательские методы как: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, системно-функциональный, научных обобщений, сравнительного и статистического анализа.
Источниковую базу исследования составляют материалы Приморского краевого госархива, краевого управления профтехобразования, опубликованные материалы и материалы Всемирной сети Интернет.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 29 страниц.

Глава I. Развитие среднего образования в городе Владивостоке в 1917-1940 годах

Как показал проведенный анализ фактических материалов, развитие среднего образования во Владивостоке неотделимо от истории развития советского общества. За семь десятилетий советской власти Владивостокская школа, как и школы всей страны, прошла сложный путь от начального до всеобщего среднего образования [2; 5].
Советская власть на Дальнем Востоке была провозглашена III краевым съездом Советов 14 декабря 1917 года, хотя ее установление в отдельных районах затянулось до марта 1918 года. Новый государственный аппарат сразу же начал претворять в жизнь декреты советского правительства. 5 января 1918 года Дальневосточный краевой комитет советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и самоуправлений создал в своем составе краевой комиссариат народного образования, избрав комиссаром С. П. Депетнова, членом комиссариата П. Ф. Федорца. 18 февраля 1918 года краевой комиссариат был реорганизован, комиссаром стал большевик Н. М. Любарский, член краевого Совета от Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов, его заместителями были избраны С. П. Щепетнов и П. Ф. Федорец. Позднее краевым комиссаром был избран ружинский учитель, председатель Имано-Хабаровского союза учителей М. И. Тайшин.
После III съезда Советов Дальнего Востока, признавшего власть СНК РСФСР в крае, учительство раскололось на два лагеря: сторонников созыва Учредительного собрания, образования буржуазной республики и сторонников советской власти [3; 79-80].
IV съезд Советов, состоявшийся в Хабаровске 8-14 апреля 1918 года, был вынужден постановить: “Все реакционные и контрреволюционные элементы учительства не могут иметь места в новой свободной школе”. Съезд одобрил работу краевого комиссариата народного просвещения и вынес благодарность Имано-Хабаровскому союзу народных учителей за “деятельное участие в установлении советской власти, за активную работу в советских органах и за инициативу в реформе школы”. Вопрос о реформе заинтересованно обсуждался на заседаниях секции съезда по народному образованию. На основании решения съезда Дальсовнарком принял меры по укреплению финансовой базы просвещения, профессионального образования, по строительству, ремонту и оборудованию школ, разъяснению и осуществлению принципов единой трудовой школы, отменил плату за обучение, с 1 июля 1918 года принял на счет государства содержание общеобразовательных школ Дальнего Востока; предусмотрел с осени 1918 года введение всеобщего обучения детей в объеме начальной школы, открытие в каждой волости высших начальных училищ, чтобы открыть дорогу в среднюю школу сельским детям.
В июне 1918 года состоялся краевой делегатский съезд учителей и представителей Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Он рассмотрел вопросы: организация учительства, его роль в общественной работе, его материально-правовое положение; материальное положение школ; программа единой общеобразовательной школы; учебники, учебные и наглядные пособия; дошкольное воспитание; внешкольное образование; подготовка новых кадров учителей и др. В мае-июне учительские съезды прошли в областях и уездах Дальнего Востока [3; 80].
К сожалению, съезды и собрания учителей города Владивостока были враждебно настроены по отношению к советской власти. Многим решениям, принятым Дальсовнаркомом, учительскими съездами, помешала осуществиться развязанная интервентами и белогвардейцами гражданская война. Из-за мятежа белочехов Владивосток потерял связь с Москвой, и Дальсовнаркому пришлось решать все вопросы, в том числе и по народному образованию, самостоятельно. Мероприятия, намеченные Дальсовнаркомом с декабря 1917 г. по июнь 1918 г., не были осуществлены. Школа в период интервенции работала по старым учебным планам и программам, не имела учебников и письменных принадлежностей; в школах преподавался закон божий; учителя по нескольку месяцев не получали заработной платы. Тяжелое положение школы во Владивостоке отмечала Владивостокская городская управа. В одном из ее официальных докладов в Думе в 1919 году говорилось, что “из всего количества детей школьного возраста 65 процентов остаются за бортом школы”. Этот процент охвата детей обучением оставался на уровне 1911 года.
В организации просвещения на Дальнем Востоке после Октября была велика роль революционного Имано-Хабаровского союза народных учителей, созданного в апреле 1917 года и просуществовавшего до февраля 1920 года, внесшего значительный вклад в переход большинства демократически настроенного учительства на сторону советской власти. Несмотря на кратковременность существования, вопрос о выборе пути союз решал однозначно: с большевиками, с советской властью.
16 июля 1918 года правление союза, 20 июля Дальсовнарком в связи с переворотом во Владивостоке обратились с воззванием ко всем учителям — выступить на защиту советской власти и родного края. Учителя работали в Советах, уходили с отрядами Красной гвардии командирами, комиссарами, агитаторами, медицинскими сестрами, рядовыми бойцами, в период оккупации края работали в большевистском подполье [3; 80-81].
Однако, в связи с тем, что учителя активно откликнулись на это обращение, Дальсовнарком уже 24 августа 1918 года был вынужден издать приказ об освобождении учителей от мобилизации. “...Ставя высоко интересы народного просвещения и имея в виду, что в случае призыва учителей по мобилизации многие школы останутся совсем без учащих..., что не будет никакой возможности открыть нормальные учебные занятия в наступающем 1918/19 учебном году, Дальсовнарком ... постановил: учителей всех школ, находящихся к моменту мобилизации на учительской службе и состоящих в демократических учительских организациях, ...освободить от мобилизации, что применяется и к мобилизованным уже учителям”.
Однако, несмотря на этот приказ, учителя, работавшие в школах Владивостока, продолжали участвовать в партизанском движении и очень многие из них погибли в борьбе за установление советской власти.
С образованием ДВР (апрель 1920 г.) культурные преобразования во Владивостоке частично возобновились. Правительство ДВР, исходя из специфики местных условий, учитывая опыт Советской России, стремилось удовлетворить культурные потребности жителей Владивостока. Им было создано Министерство народного просвещения, в ведении которого находились учебные заведения, как общего народного образования, так и специального, все профессионально-технические учебные заведения и курсы. Для осуществления этой задачи при Минпросе был учрежден особый совет по профессионально-техническому образованию (совпрофобр).
Однако продолжавшаяся на Дальнем Востоке гражданская война, исключительные финансовые трудности вынудили правительство ДВР принять 26 августа 1921 года Закон “О передаче дела народного образования местным органам власти”, в соответствии с которым все учреждения дошкольного воспитания, школьного и внешкольного образования передавались в непосредственное ведение органов местного управления, на их слабый бюджет. В связи с принятием Закона о передаче школ органам местного самоуправления народное просвещение оказалось в тяжелейшем состоянии, многие учреждения просвещения прекратили свою работу [3; 82-84].
27 октября 1922 года, через два дня после вступления войск НРА в г. Владивосток, Приморский военно-революционный комитет упразднил отдел народного образования областной земской управы и Владивостокского городского самоуправления как отдельные единицы и образовал единый губернский отдел, назначив его заведующим А. И. Королькова. Уже 31 октября А. И. Корольков представил председателю Приморского военно-революционного комитета доклад о работе Владивостокских школ по программам дореволюционного содержания, о возможности сотрудничества учительства с новой властью при условии, если оно будет поставлено жить приблизительно в сносные материальные условия. “Работу я начал, равняясь по школьной системе Советской России”,— писал А. И. Корольков.
Исполняя постановление Приморского губревкома, заместитель предгубревкома К. Ф. Пшеницын и заведующий губоно А. И. Корольков 30 декабря 1922 года подписали приказ “О реформе учебных заведений Приморской губернии в единую школу I и II ступени”. Создавая советскую систему народного образования, Примгубревком упразднил двухклассные училища, прогимназии и гимназии, реальные и коммерческие училища Примгубревком образовал в своем составе губернский отдел народного образования, который принял необходимые меры для обновления школы: открыл опорные базы по переподготовке учителей, губернский педагогический музей и библиотеку при нем, ввел преподавание политграмоты, еженедельные дни применения новых методов обучения и воспитания, начал издание ежемесячного журнала “Вестник губоно”, открыл в 25 верстах от Владивостока трудовую колонию [3; 84-86].
Следует отметить, что высшей точкой развития школьной сети в царской России был 1913/14 учебный год. Школьная сеть Владивостока в 1923/24 учебном году уже приближалась к сети 1913/14 года, а в некоторых частях даже переросла ее.
Проведенный нами анализ фактических материалов, показывает также, что в число школ Владивостока входили и школы национальных меньшинств. В мае 1923 года комиссия губоно постановила: “школы нацмен ... включить в общегубернскую сеть, реорганизовав их как и русские. В корейских школах вводилось преподавание на русском языке. Во Владивостоке также были открыты школы-семилетки. Кроме того, имелась школа для детей китайцев [8; 388].
С 1923 года в губернии начала развиваться сеть школ фабрично-заводского ученичества, в которых учащиеся получали общеобразовательные знания в объеме семилетней школы. В 1925 году открылась школа ФЗУ на Дальзаводе. Развивая профессионально-техническое образование, отдел народного образования стремился идти в ногу со всем хозяйственным строительством страны, помогая осуществить лозунг индустриализации через подготовку необходимых квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. В г. Владивостоке были созданы все ступени профессионально-технической школы: вуз, техникумы, профтехшкола, ФЗУ, курсы, бригадное и индивидуальное ученичество.
Следует отметить интересный факт, — в 1923/24 учебном году в школах и дошкольных учреждениях работало 52 процента мужчин. К сожалению, их образовательный уровень был очень низок: общее высшее образование имели 12,6 процента, среднее — 59,4, низшее — 28. Специальное педагогическое образование имели 19,2 процента, стаж работы до 5 лет — 48, свыше 10 лет — 25 процентов, 155 учителей были членами и кандидатами РКП (б) и РЛКСМ [2; 10-11].
В системе профессионального образования, где работало 84 процента мужчин, образовательный уровень преподавателей был значительно выше: 56 процентов имели высшее образование, 36 — среднее, 8 — низшее; 40 процентов имели специальное педагогическое образование, 8 процентов были членами и кандидатами РКП(б) и РЛКСМ. К этому времени губоно отстранил от работы в школах учителей, враждебных к советской власти.
В 1923-1924 годах велась интенсивная переподготовка учительских кадров. В июле 1924 года в г. Владивостоке в здании губсовпартшколы открылись полуторамесячные курсы для сельских учителей 6 уездов в составе двух секций: социального воспитания и ШКМ. Учебный план состоял из трех циклов: общественно-политического, педагогического, сельскохозяйственного. К чтению лекций были привлечены преподаватели ГДУ, лекторы губкома РКП (б). Участие в курсах привело к возрастанию числа активных сторонников советизации школы.
Открытый 3 апреля 1923 года педагогический музей вел большую просветительную работу среди учителей и учащихся. В мастерских, физической и химической лабораториях учителя и учащиеся получали хорошие практические навыки. Музей изучал частный опыт и делал его достоянием учителей путем организации выставок, докладов в методсовете и научно-педагогическом обществе, на страницах печати. За шесть лет работы музея читателями библиотеки были 2300 учителей и одна тысяча учащихся, читальный зал посетили 18 тысяч. Особо важное значение для школ имело решение Дальбюро ЦК РКП (б) и Дальревкома 1923 года об издании ежемесячного журнала Дальоно “Вопросы просвещения на Дальнем Востоке” и газеты “Просвещение на Дальнем Востоке” [2; 11-12].
Летом 1923 года в г. Владивостоке состоялись конференции по подведению итогов работы. На конференции с докладом “РКСМ и задачи учителей” выступил первый секретарь укома РКСМ П.И. Гладких, призвавший учителей вступать в комсомол. В дни работы конференции передовая часть молодых учителей стала членами РКСМ.
Состоявшийся в г. Владивостоке в ноябре 1924 года VII съезд заведующих уездными отделами народного образования отметил следующие достижения в работе: полную ликвидацию задолженности в оплате учителям за прошлые годы, повышение зарплаты сельскому учителю; расширение школьной сети до уровня 1914 года, увеличение дошкольных учреждений на 83,4 процента, профессионально-технических школ — на 54 процента; расширение сети национальных школ; плановое снабжение сельских школ бесплатными учебниками и письменными принадлежностями; систематическую переподготовку учителей школ I ступени; введение программ ГУСа в городских школах и тех сельских, работники которых прошли курсы переподготовки. Съезд отметил и ряд неблагоприятных для работы условий, среди которых главнейшим являлось полное отсутствие у Союза работников просвещения резерва квалифицированных кадров.
В 1925 году было создано общество “Долой неграмотность”, возглавляемое председателем Приморского губисполкома Я.Б. Гамарником, объединившее в своих ячейках 14,5 тысячи человек, ставившее перед собой задачу “к 10-й годовщине Октября побороть азбучную неграмотность в губернии’. Во Владивостоке работу по ликвидации неграмотности вели 497 студентов и учащихся ГДУ, работающие по совместительству и получающие добавление к зарплате в размере 10 рублей в месяц [2; 13-14].
Подводя итоги развития школьного и профессионально-технического обучения в г. Владивостоке за шесть лет советской власти (1922/23 — 1927/28 гг.). Владивостокский окроно отмечал, что народное образование из достояния чиновничье-купеческих слоев населения сделалось достоянием широких масс рабочих. “Если до 1922 года учреждения соцвоса впитывали в себя в значительной мере детей чиновничества, мелкой буржуазии, купечества, наплывшего во Владивосток со всех концов России в результате гражданской войны, то после советизации ... школы I и II ступени значительно орабочивались в своем составе”.
На улучшение состава учащихся влияло развитие юношеского и детского коммунистического движения. В 1926/27 учебном году в школах I и II ступени города насчитывалось к общему числу учащихся три процента октябрят, семнадцать процентов пионеров, три процента комсомольцев.
В 1926-1928 гг. Владивостокский окроно принимал всевозможные меры к укреплению материальной базы школ, к осуществлению всеобщего начального образования, ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения [2; 14-15].
VII Дальневосточный съезд Советов в резолюции по докладу “О перспективном плане развития народного хозяйства и культурного строительства ДВ края на пятилетие — 1928/29—1932/33 гг.” предусмотрел как первоочередные следующие мероприятия:
а) введение всеобщего начального обучения детей восьмилетнего возраста по городам и поселкам городского типа не позднее 1930/31 г. и по сельским местностям — 1932/33 г.;
б) довершение ликвидации неграмотности среди неграмотных в возрасте 16-36 лет;
в) развертывание профессионально-технического образования в соответствии с потребностями промышленности и сельского хозяйства в квалифицированной рабочей силе;
г) развитие сети школ повышенного образования соцвоса по линии роста сети школ крестьянской молодежи на селе и фабрично-заводских семилеток в промышленных районах [3; 92].
Для обеспечения школ кадрами президиум Далькрайисполкома принял 8 октября 1933 года постановление об открытии при педтехникумах заочных отделений.
Во Владивостоке в 1937 году в 36 школах обучалось 19 039 детей, в 1938 году — в 48 школах 20 763. Бюджет по народному образованию вырос с 9458,3 тысячи в 1937 году до 10258,3 тысячи рублей в 1938 году. Однако, несмотря на такие очевидные достижения, наказы избирателей сводились к требованиям строительства новых школ, детских садов, расширения сети библиотек, улучшения учебно-воспитательной работы в школах перевода школ на односменные занятия, завершения ликвидации неграмотности среди взрослого населения [2; 18].
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что развитие среднего образования во Владивостоке неотделимо от истории развития советского общества. За семь десятилетий советской власти Владивостокская школа, как и школы всей страны, прошла сложный путь от начального до всеобщего среднего образования. Следует отметить, что высшей точкой развития школьной сети в царской России был 1913/14 учебный год. Школьная сеть Владивостока в 1923/24 учебном году уже приближалась к сети 1913/14 года, а в некоторых частях даже переросла ее. Подводя итоги развития среднего образования в г. Владивостоке за время советской власти до времен Великой Отечественной войны следует отметить, что среднее образование из достояния чиновничье-купеческих слоев населения сделалось достоянием широких масс рабочих.

Глава II. Состояние и развитие среднего образования города Владивостока в годы Великой Отечественной войны

Нападение на СССР немецко-фашистских захватчиков, длительная кровопролитная война не дали возможности выполнить в третьей пятилетке задачи, стоявшие перед работниками просвещения. Во Владивостоке значительно уменьшилось число средних школ, сократился контингент учащихся, преимущественно старшеклассников, ушедших в военные училища, в школы ФЗО, РУ, на предприятия и в колхозы. Ухудшилось положение с кадрами учителей в связи с призывом в 1941-1942 гг.
Низкий образовательный и профессиональный уровень учителей, отсутствие учебников, письменных принадлежностей, тяжелое материальное положение школ, семей сказывались на успеваемости учащихся, ее процент не поднимался выше 75, велико было число второгодников. По итогам 1944/45 учебного года, когда впервые были введены экзамены на аттестат зрелости, из 614 десятиклассников 39 средних школ было выпущено с аттестатом только 360 человек; из четвертых в пятые классы было переведено 51,2 процента учащихся [2; 26].
В 1943-1944 гг. осуществлялся комплекс партийных и государственных мероприятий, направленных на организационно-педагогическое укрепление школы, радикальное повышение качества всей учебно-воспитательной работы. Прежде всего, в августе 1943 года была значительно повышена заработная плата учителям, по нормам снабжения промышленными и продовольственными товарами они были приравнены к высококвалифицированным рабочим. В августе 1943 года были введены “Правила для учащихся”, в марте 1944 года НКП РСФСР издал приказ “Об укреплении дисциплины в школе”; с 1943 года начал осуществляться прием детей в школу с семилетнего возраста; в 1943/44 учебном году введено раздельное обучение мальчиков и девочек в школах г. Владивостока, осуществлявшееся до 1954 года (это, пожалуй, единственная мера школьной реформы 1943-1944 годов, которую можно признать неоправданной). Наиболее сильное влияние на совершенствование школьного образования в последний год войны оказало постановление СНК СССР “О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе”, которым в четвертых и седьмых классах вводилась обязательная сдача выпускных экзаменов, а в десятом классе — экзамена на аттестат зрелости. Для награждения лучших учащихся за достигнутые успехи учреждались золотая и серебряная медали; была введена пятибалльная цифровая система оценки успеваемости и поведения учащихся, введен ученический билет. Большое значение для преодоления формализма в учебной работе имела отмена с февраля 1944 года соцсоревнования среди учащихся и учителей. Механически перенесенная из области производства практика заключения договоров между учителями, учащимися и школами с обязательством давать 100 процентов успеваемости привела к искусственному завышению результатов. Следует заметить, что ряд этих принятых в разгар войны мероприятии по развитию школы предопределил ее успехи в послевоенный период.
Весной 1942 года, в тяжелые месяцы войны, газета “Правда” в передовой статье “Воспитание детей в условиях войны” подчеркивала: как бы мы не были поглощены войной, забота о детях об их воспитании, незыблемости закона о всеобуче остается одной из главных задач, “Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложности военного времени” [2; 27-28].
Среди ряда тыловых краев и областей, допустивших массовые нарушений закона о всеобуче, был назван и Приморский край, в том числе и Владивосток. 5 июля 1942 года исполком краевого Совета депутатов трудящихся принял решение “Об ответственности лиц, виновных в нарушении закона о всеобщем обязательном школьном обучении», в котором помимо требования неукоснительного выполнения всех постановлений ВЦИК, СНК РСФСР по вопросам всеобуча, возложи на председателей городских, районных, сельских и поселковых советов ответственность за подвоз детей в школы, обеспечение их топливом, ремонт пришкольных интернатов. Крайоно разослал по всем школам подборку директивных и методических материалов по осуществлению всеобуча в трудных условиях войны.
В школах создавались фонды всеобуча для оказания помощи детям фронтовиков, организовывалось горячее питание.
В 1943 году в курортной зоне Владивостока была открыта санаторно-лесная школа для детей с ослабленным здоровьем
В связи с тем, что значительная часть подростков ушла на трудовой фронт и не могла получить образование в обычной школе, в 1943 году впервые во Владивостоке открываются школы рабочей молодежи.
В 1943 году школы ФЗО были реорганизованы в ремесленные училища. Их учащиеся, кроме специальных дисциплин, изучали русский язык, математику, физику, историю, военное дело, что положительно сказалось на качестве подготовки молодых специалистов. По мере повышения квалификации учащиеся выполняли все более сложные заказы предприятий. Если в 1941 году ими было изготовлено различной продукции на 2,5 миллиона рублей, то за три последующих года уже на 10 миллионов. За годы учебы подростки становились трудолюбивыми и грамотными рабочими. В годы войны количество учащихся в училищах увеличилось почти в четыре раза, в школах ФЗО сократилось в три раза [2; 28].
Училища и школы ФЗО подготовили и направили в народное хозяйство 23,5 тысячи молодых рабочих. В послевоенный период бывшие выпускники профтехшколы, высококвалифицированные рабочие П. А. Авдеев, А. А. Белов, М. А. Волкова, Г. С. Григорьев, И. Г. Коновалов, П. С. Крючек, Г. А. Сущенко, Ф. Н. Шестопа-лов, А. Т. Чеберяк были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.
Усилия, прилагаемые партийными, советскими органами, предприятиями, колхозами по созданию условий для работы школ, приносили определенные результаты. Ежегодно крайисполком, крайоно в своих решениях, приказах отмечали районы, города, школы, добившиеся лучших результатов я успеваемости, в подготовке школ к новому учебному году, в уборке урожая на полях. Среди них был и г. Владивосток (зав. гороно Пименов А. С.).
В годы Великой Отечественной войны в школах Владивостока велась большая работа по сбору средств для оказания помощи фронту. Учащимися и учителями было собрано и передано в фонд обороны 13 миллионов рублей. Ученики средней школы № 75 г. Владивостока, собравшие в 1943 году по 100 тысяч рублей в помощь освобожденным от фашистской оккупации районам, получили благодарность Верховного Главнокомандующего.
Предвоенная приморская школа воспитала достойных защитников Родины. Сегодня гордятся своими Героями Абреком Барштом и Григорием Дмитрюком средние школы №1 и №28 г. Владивостока. Званием Героя Советского Союза был удостоен выпускник фабрично-заводских школы №6 И.Г. Едунов [2; 29-30]
Война нанесла среднему образованию Владивостока большой урон, ее последствия долго сказывались на работе школ.
В июле 1947 года состоялся I краевой съезд учителей. С докладом “Развитие народного образования в СССР за 30 лет и очередные задачи школ Приморского края” выступил первый секретарь Приморского крайкома ВКП(б) Н. Н. Органов. Так начался новый послевоенный этап в жизни среднего образования города Владивостока [2; 33].
Таким образом, обобщая все вышесказанное, следует отметить, — война нанесла среднему образованию Владивостока большой урон, ее последствия долго сказывались на работе школ. Однако, именно в военные годы в городе Владивостоке была значительно повышена заработная плата учителям; в четвертых и седьмых классах была введена обязательная сдача выпускных экзаменов, а в десятом классе — экзамена на аттестат зрелости. Для награждения лучших учащихся за достигнутые успехи были учреждены золотая и серебряная медали; была введена пятибалльная цифровая система оценки успеваемости и поведения учащихся, введен ученический билет. В годы Великой Отечественной войны в школах Владивостока велась большая работа по сбору средств для оказания помощи фронту.

Глава III. Развитие среднего образования в городе Владивостоке со времен окончания Великой Отечественной войны до современных дней

После окончания Великой Отечественной войны постановлениями Совета Министров СССР была отменена военная подготовка учащихся 5-7 классов, изменена программа допризывном военной подготовки учащихся 8-10 классов, введено преподавание логики и психологии в средней школе, приняты постановления ЦК ВКЩб о снабжении школ учебниками, о мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой неучебной работой, отменена плата за обучение в старших классах средних школ.
Организуя работу по выполнению принятых правительственных решений, Приморский крайком партии, крайисполком вели целенаправленную работу по расширению сети школ, укреплению их учебно-материальной базы. Сеть школ в послевоенные и последующие годы претерпела значительные изменения: увеличилось число средних и восьмилетних классов.
В соответствии с принятым 24 декабря 1958 года Законом
”Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, на основе которого вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, в 1959 году семилетние школы стали реорганизовываться в восьмилетние [7; 163].
В 1961-1962 учебном году была проведена реорганизация средних школ в общеобразовательные средние трудовые с производственным обучением. Благодаря реорганизации сети школ, проводившейся во Владивостоке на протяжении многих лет, накануне реформы школы в 1984 года из 286 тысяч учащихся 85,2 процента обучались в средних школах, что явилось одной из важных предпосылок для повышения уровня учебно-воспитательного процесса.
В 50-е годы стала развиваться сеть школ-интернатов, интернатов при школах, школ и групп с продленным днем. Первая школа-интернат была открыта в 1956 году, в 1957 году их было уже три с 580 воспитанниками, в 1987 году — 12 с контингентом 4155 учеников.
Большое значение в выполнении социальной программы партии по завершению всеобщего среднего образования молодежи имели вечерние и заочные школы. Они стали вторым по массовости каналом получения среднего образования. В соответствии с законом Верховного Совета СССР “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систем народного образования в СССР” учебные заведения трудовых резервов были переведены на единую общеобразовательную базу — восьмилетнюю школу. Был создан единый тип учебных заведений — городские профессионально-технические училища.
Подготовка квалифицированных рабочих в училищах стала осуществляться по новым учебным планам и программа составленным с учетом возросших требований научно-технического прогресса и роста общеобразовательной подготовки молодежи, поступающей на учебу в училища [7; 163-164].
В 60-70-е годы бурно развивается сеть учебных заведений: строятся новые учебные комплексы, отдельные учебные корпуса производственных мастерских, общежития, столовые, клубы, спортивные и актовые залы, улучшается оборудование и оснащение учебных кабинетов, лабораторий и производственных мастерских, совершенствуются рабочие места мастеров производственно обучения и преподавателей. В учебном процессе стали применяться технические средства обучения: эпидиаскопы, диапроекторы, звуковоспроизводящая аппаратура, электрифицированные карты, стенды, тренажеры, обучающие машины и т.д.
Большой размах в послевоенный период получило школьное строительство.
Резкое снижение числа введенных ученических мест в XI пятилетке произошло из-за уменьшения ассигнований на строительство объектов просвещения, особенно по линии местных Советов. Порочная практика остаточного финансирования социальной сферы привела к тому, что 32,7 процента учащихся занимались во вторую смену. Обеспеченность ученическими местами при расчетной норме 180 мест на одну тысячу жителей составляла 74,4 процента.
Таким образом, на каждом этапе развития общеобразовательной школы возникали новые задачи укрепления учебно-материальной базы, оснащения школ учебным оборудованием. Постепенное введение среднего образования потребовали оснащения школ лабораторным и демонстрационным оборудованием, создания учебных кабинетов физики, химии, биологии, мастерских, спортивных залов. Осуществление всеобщего среднего образования определило новое направление в развитии материальной базы школ, диктовало необходимость перехода на кабинетную систему обучения [7; 165-167]..
Следует отметить, что с введением всеобщего обязательного среднего образования, когда перед школой встала задача обучения всех детей, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса стало насущной необходимостью. В 60-е годы жизнь настоятельно потребовала преодоления массового второгодничества, которое было присуще школам не только Владивостока, но и других городов страны.
Второгодничество наносило тяжелую моральную травму тысячам детей и их родителям, причиняло ощутимый ущерб общегосударственным интересам: оно задерживало включение части молодежи в сферу материального производства, в общественно-полезный труд.
Движение за преодоление второгодничества, развернувшееся в середине 60-х годов по инициативе педагогических коллективов средней школы №1 г. Ростова-на-Дону, Липецкой, Ленинградской областей, было поддержано и учительством Приморского края. Пионером этого движения явилась средняя школа №14 г. Уссурийска, директором которой в то время была П. Н. Щетинина. Администрация школы в 1961 году поставила перед членами коллектива задачу улучшения преподавания учебных дисциплин, объявила все свои уроки открытыми. Выполнение поставленной задачи началось с психологической перестройки сознания учителей, повышения их квалификации и мастерства.
Неуспеваемость и второгодничество в школах Владивостока последовательно преодолевались не административными средствами, а путем совершенствования урока, основной формы обучения и воспитания учащихся, повышения ответственности школьников за учебу, усиления контроля за деятельностью педагогического коллектива. Центрами обобщения и распространения передовой педагогической мысли стали педсоветы, открытые партийные собрания, производственные совещания, заседания методических объединении, теоретические конференции учителей по проблемам дидактики, возрастной психологии. Педагогический коллектив состоявший из 45 учителей, обучавший 1200 учащихся, по итогам работы 1963-1966 годов, уверенно утверждал, что второгодничество можно предупредить и преодолеть [2; 44].
Почин ростовских учителей активно поддержали педагогические коллективы школ №13, 41, 47 города Владивостока, возглавляемые Р.П. Раховым, А.И. Гербич, О.Д. Подоляк.
29-30 января 1966 года в городе Владивостоке была проведена краевая научно-практическая конференция по проблемам преодоления второгодничества, на пленарном и секционном заседаниях которой выступили 67 учителей, руководителей школ и отделов народного образования. В своих сообщениях из опыта работы они раскрыли пути преодоления неуспеваемости и второгодничества, показали, что успех в обучении и воспитании школьников может быть достигнут только в результате дружного творческого труда педагогического и ученического коллективов, в результате решительного пресечения проявлений либерализма и очковтирательства в оценке знаний трудящихся, процентомании.
Заметим, что на решение этой социальной и педагогической проблемы у учителей города Владивостока ушло почти два десятилетия [2; 45-47].
Переходя к современным дням, следует отметить, что во времена перестройки начался кризис среднего образования в России. За последние тридцать-сорок лет качество среднего образования во Владивостоке, как и стране в целом, существенно ухудшилось. Это выразилось, прежде всего, в том, что средняя школа перестала не только давать знания нужные для продолжения образования в высших учебных заведениях, но и перестала воспитывать необходимую для этого культуру мышления. В результате этого желающие поступить в вузы вынуждены теперь прибегать к помощи платных репетиторов или к услугам платных подготовительных для поступления в вуз курсов, что доступно далеко не всем. К тому же подобные репетиторы и курсы не восполняют существенных пробелов широкого спектра среднего образования, так как они имеют узкую направленность подготовки абитуриентов к тем специальным, часто весьма узким требованиям, которые предъявляются на вступительных экзаменах в данный вуз [12; 1].
В результате многие, даже успешно сдавшие эти экзамены, оказываются неспособными заниматься по вузовской программе и вынуждены снова прибегать к платным дополнительным занятиям, чтобы разобраться в изучаемых вопросах. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовки выпускников вузов.
Подчеркнем, что, говоря о кризисе современного среднего образования во Владивостоке, мы имеем в виду общеобразовательные средние школы, которые составляют основную часть средних учебных заведений. Конечно, существуют всевозможные специальные элитные школы, гимназии, колледжи, в которых удается сохранять и даже преумножать лучшие традиции российского образования. Ввиду их малочисленности и принципиальной невозможности поднять все средние школы Владивостока до их уровня, они ни в какой мере не могут определять общий уровень среднего образования в городе, который продолжает понижаться. Не поможет остановить этот процесс и внедрение профильного обучения в средней школе [12; 1-2].
Задачи образования четко сформулировал наш президент В.В. Путин в своем выступлении на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года. Он сказал: “Я убежден, нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это — прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это — умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами” [13; 4].
Отметим, что в настоящее время проводится так называемая “модернизация” среднего образования, ликвидирующая многие из его имевшихся раньше положительных сторон, сохранившихся с прошлых лет. Большего всего обсуждаются формы организации образования, а не его содержание, которому уделяется недостаточное внимание.
Разумеется, модернизация системы образования, безусловно должна регулярно проводиться в связи с развитием общества, c возникновением новых требований к образованию, появляющихся в связи с изменением социальных условий. Но модернизация должна проводиться постепенно, основываясь на существующих разумных традициях и уж во всяком случае, не снижать уровень и ухудшать качество имеющегося образования.
Опубликованные в СМИ новые государственные стандарты и учебные планы для средней школы не могут вызывать ничего кроме недоумения. Они не только закрепляют сложившееся плачевное положение со средним образованием в России, но снижают его уровень еще больше [13; 4].
Ухудшение качества среднего образования неминуемо влечет за собой снижение уровня профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, так как выпускники средних школ в своей основной части оказываются не готовыми к полноценному освоению вузовской программы. Снижение профессионального уровня выпускников высших учебных заведений происходит также в значительной степени в результате ослабления фундаментальной подготовки студентов — снижения качества изучения на младших курсах физических и математических дисциплин. При этих условиях невозможно овладение в полной мере новейшими технологиями. Ухудшение фундаментального образования во многом объясняется уменьшением количества аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплин фундаментального цикла в последние десятилетия в большинстве вузов [12; 2].
Следует отметить, что улучшение качества среднего образования зависит не только от его содержания, но и от учителей. Об имеющихся здесь проблемах коротко и ясно сказал на том же заседании Государственного Совета РФ президент В.В. Путин: “Все реформы среднего образования будут обречены, если не будет меняться педагог, если не будут меняться его условия жизни. Престиж учителя — это не в последнюю очередь уровень заработной платы, материального содержания. Но не только это. Это, прежде всего, уважение к нему, идущее от его профессиональной компетентности. Лишь в этом случае у нас сложится такое учительское сословие, которое будет иметь высокий общественно значимый статус. Так было в России всегда. Лишь тогда мы сможем быть абсолютно уверены в успехе этого важнейшего государственного дела” [13; 4]. Добавить к этому нечего.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что постепенное введение всеобщего среднего образования в доперестроечный период во Владивостоке потребовали оснащения школ лабораторным и демонстрационным оборудованием, создания учебных кабинетов физики, химии, биологии, мастерских, спортивных залов. Осуществление всеобщего среднего образования определило новое направление в развитии материальной базы школ, диктовало необходимость перехода на кабинетную систему обучения. Следует отметить также, что с введением всеобщего обязательного среднего образования, когда перед школой встала задача обучения всех детей, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса стало насущной необходимостью.
Однако, за последние тридцать-сорок лет ушедшего столетия качество среднего образования во Владивостоке, как и стране в целом, существенно ухудшилось. Это выразилось, прежде всего, в том, что средняя школа перестала не только давать знания нужные для продолжения образования в высших учебных заведениях, но и перестала воспитывать необходимую для этого культуру мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что цель, поставленная в данной работе — достигнута; задачи — выполнены.
В процессе работы изучено и проанализировано восемь литературных источников, посвященных заявленной теме; кроме того, в процессе работы были проработаны материалы, взятые из Всемирной сети Интернет.
В первой главе работы освещено развитие среднего образования в городе Владивостоке в 1917-1940 годах.
Во второй главе нашей работы показано состояние и развитие среднего образования города Владивостока в годы Великой Отечественной войны.
В третьей главе кратко изложено развитие среднего образования в городе Владивостоке со времен окончания Великой Отечественной войны до современных дней.
В качестве основного вывода данной работы следует отметить, — что развитие среднего образования во Владивостоке неотделимо от истории развития советского общества. За семь десятилетий советской власти Владивостокская школа, как и школы всей страны, прошла сложный путь от начального до всеобщего среднего образования. Великая Отечественная война нанесла среднему образованию Владивостока большой урон, ее последствия долго сказывались на работе школ. Однако, именно в военные годы в городе Владивостоке была значительно повышена заработная плата учителям; в четвертых и седьмых классах была введена обязательная сдача выпускных экзаменов, а в десятом классе — экзамена на аттестат зрелости. Для награждения лучших учащихся за достигнутые успехи были учреждены золотая и серебряная медали; была введена пятибалльная цифровая система оценки успеваемости и поведения учащихся, введен ученический билет. Постепенное введение всеобщего среднего образования в доперестроечный период во Владивостоке потребовали оснащения школ лабораторным и демонстрационным оборудованием, создания учебных кабинетов физики, химии, биологии, мастерских, спортивных залов. Осуществление всеобщего среднего образования определило новое направление в развитии материальной базы школ, диктовало необходимость перехода на кабинетную систему обучения. Следует отметить также, что с введением всеобщего обязательного среднего образования, когда перед школой встала задача обучения всех детей, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса стало насущной необходимостью.
Однако, за последние тридцать-сорок лет ушедшего столетия качество среднего образования во Владивостоке, как и стране в целом, существенно ухудшилось. Это выразилось, прежде всего, в том, что средняя школа перестала не только давать знания нужные для продолжения образования в высших учебных заведениях, но и перестала воспитывать необходимую для этого культуру мышления.
Поскольку проблема изучения развития и перспектив среднего образования города Владивостока сегодня все еще остается не достаточно изученной — ее дальнейшая разработка представляется нам интересной и перспективной. В рамках более широкого исследования, посвященного данной проблеме, было бы интересно более подробно изучить развитие среднего образования во Владивостоке в период перестройки; сравнить и проанализировать успехи, достижения и ошибки в развитии среднего образования за весь период его становления и развития во Владивостоке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Андрусова Т. К. Руководство Приморской партийной организации развитием образования, культуры и искусства в годы семилетки (1959—1965)// Научные труды ДВВИМУ им. Г. И. Невельского. – Владивосток, 1970. – Вып. 3. – С. 7.
2. Березкина Н.И., Ткалич А.П. От неграмотности ко всеобщему среднему образованию. Исторический очерк развития приморской общеобразовательной и профессиональной школы в 1917-1987 гг. – Владивосток: Полиграфкомбинат, 1990. – 102 с.
3. Гарбузов И. П. Из истории народного образования в Приморском крае при советской власти//Ученые записки ДВГУ. –Владивосток, 1958. – Вып. 2. – С. 79-96.
4. История культуры Дальнего Востока России XVII-XX веков./Под ред. Теплюк В.М. – Владивосток, 1998. – 300 с.
5. Касаткин М. А. К истории развития народного образования в Приморье до Великой Октябрьской социалистической революции//Ученые записки Ворошиловского гос. пед. ин-та. Серия историко-филологических наук. – Ворошилов, 1957. – Вып. 1. – С. 51.
6. Кузнецов М. С. Документы о школьном строительстве на Дальнем Востоке в 1922-1925 гг.//Труды Центргосархива РСФСР Дальнего Востока. – Томск, 1960. – Т. I. – С. 48.
7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. – М.: Политиздат, 1974. – 363 с.
8. Севильгаев Г. Ф. Очерки истории просвещения малых народностей Дальнего Востока. – Л.: Нева, 1972. – С. 388.

Интернет источники

9. http://www.pcp.msu.ru/russian/archive/1.html
10. http://eduworld.udm.net/library/potreb/about.htm
11. http://www.sibcity.ru/?news
12. http://teacher.fio.ru/news.php?n=22576&c=1441
13. http://www.sim-mfti.ru/content/?fl=260&doc=925

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz