|
||||||||
Особенности внимания младшего школьника и его развитие Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение и
заключение.
Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО РАЗВИТИЯ 1.1. Феномен внимания в психолого-педагогической литературе 1.2. Понятие и сущность внимания, его виды и основные свойства 1.3. Особенности внимания младшего школьника и влияние обучения на его развитие Глава II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО РАЗВИТИЯ 2.1. Методы и методики исследования 2.2. Организация исследования 2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 2.4. Система занятий по развитию внимания младших школьников 2.5. Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента 2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов Заключение Список литературы Приложение ВведениеОчень часто в начальной школе на уроке слышен призыв учителя: “Будьте внимательны!”. В разговоре с родителями в качестве объяснения не удач ученика нередко звучит: “Ему не хватает внимания” или “Все его ошибки от невнимания”. Но если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребенок, чтобы быть внимательным, или как это внимание развить, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на эти вопросы. На самом деле объяснить, как быть внимательным, сложно не потому, что в институте плохо преподают темы о психических процессах, или потому, что студенты всю теорию забывают, как только оказываются в школе. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса и тем более — внимания младших школьников.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Практическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.
Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников и провести работу по его развитию.
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития внимания учащихся начальных классов под влиянием обучения.
Гипотеза: мы предполагаем, что у учащихся начальных классов доминирует непроизвольное внимание; большинство детей имеет средний уровень его развития (объем, переключение, распределение, устойчивость), но при целенаправленной, активной и систематической психолого-педагогической работе по его развитию в процессе учебной деятельности, большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость).
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены задачи:
1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме внимания младших школьников, его особенностям и развитию.
2. Раскрыть теоретические основы изучения особенностей внимания младшего школьника и его развитие.
3. Провести экспериментальное изучение особенностей внимания младшего школьника и его развития.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по развитию внимания младшего школьника.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. 2. Наблюдение. 3. Эксперимент (констатирующий, преобразующий (формирующий) и контрольный). 4. Метод количественного и качественного анализа полученных данных. 5. Метод математической статистики — корреляционный анализ.
Организация исследования. Исследование было проведено на базе средней общеобразовательной школы №51 г. Владивостока. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста (8-9 лет) в количестве 50-ти человек (экспериментальная группа 25 человек и контрольная группа 25 человек).
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
В 1-й главе раскрыты теоретические основы проблемы изучения внимания младшего школьника и его развития: кратко освещен феномен внимания в психолого-педагогической литературе, раскрыты сущность внимания, его основные виды и свойства, показаны особенности внимания младшего школьника и влияние обучения на его развитие.
Во 2-й главе определены план и задачи экспериментального исследования, дано обоснование методов и методик исследования, приведено описание всех этапов и приведены графические данные проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, а также разработаны психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по развитию внимания младших школьников.
В заключении сформулированы результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной дипломной работы.
В приложении описаны методики и протоколы проведенного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, задачи, поставленные в работе — выполнены.
В теоретической главе работы раскрыты основы проблемы особенностей внимания младшего школьника и его развития.
В качестве основного вывода следует отметить, — что внимание — это один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, — возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Поэтому только активная, систематически целенаправленная работа может способствовать развитию внимания у младших школьников.
Гипотеза, выдвинутая в работе: мы предполагаем, что у учащихся начальных классов доминирует непроизвольное внимание; большинство детей имеет средний уровень его развития (объем, переключение, распределение, устойчивость), но при целенаправленной, активной и систематической психолого-педагогической работе по его развитию в процессе учебной деятельности большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость), — подтверждена.
Для ее подтверждения было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов, на каждом из которых был использован свой психолого-педагогический метод. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали — у учащихся начальных классов доминирует непроизвольное внимание; большинство детей имеет средний уровень его развития. Для проведения преобразующего эксперимента был разработан и применен на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе преобразующего эксперимента был сделан на развитие произвольного внимания младших школьников, а также увеличение объема, распределения, переключения и устойчивости детского внимания. Следует отметить, что перед проведением преобразующего эксперимента была проведена консультация со школьным психологом по поводу каждого ученика экспериментальной группы. Преобразующий эксперимент проводился нами в течение шести месяцев. Результаты контрольного эксперимента показали — что за время проведенной работы по развитию внимания младших школьников (объем, переключение, распределение, устойчивость) в экспериментальной группе нам удалось значительно повысить уровень его развития. В то время как в контрольной группе, где преобразующий эксперимент не проводился, результаты остались фактически неизменными. Полученные результаты были проверены методом корреляционного анализа — коэффициентом Браве-Пирсона и были подтверждены.
В ходе исследования нами был разработан ряд общих рекомендаций и советов для родителей и педагогов по развитию внимания младших школьников. А также для родителей и педагогов нами были разработаны психолого-педагогические материалы на тему: “Ошибки детей по невнимательности” и “Минуточку внимания!”.
Следовательно, цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута.
Проблема развития внимания младших школьников — это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая проблема. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Поэтому в дальнейшем мы планируем продолжать изучение и разработку заявленной проблемы.
|
||||||||
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
|