|
||||||||
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе Эта работа была защищена на оценку "отлично".
На сайт выложены введение, заключение, список литературы и приложения. В приложении
приводится инструкция к использованию ориентировочного теста "школьной зрелости" А. Керна в модификации И. Ирасека,
описание методики "Исключение слов". Скачать все выше перечисленное вы можете нажав на эту ссылку. Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1. Проблема понятия психологической готовности дошкольника к обучению в школе в трудах специалистов 1.2. Общая психологическая характеристика дошкольников, поступающих в школу 1.3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 2.1. Цель, задачи и методы исследования 2.2. Описание процедуры исследования 2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов Заключение Список литературы Приложение ВведениеПонятие психологическая готовность к школе – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.
В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. П. Ефимова, Е. Е. Кравцова, Т. Д. Марцинковская, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.
Актуальность темы заключается в том, что успешность школьного обучения во многом зависит от физической, личностной и умственной готовности дошкольника к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую систему требований, ставящих перед ним новые, ранее не встречавшиеся задачи. Само понятие психологическая готовность к обучению предполагает расхождение паспортного и биологического возраста ребенка, поэтому при определении готовности ребенка к школе надо ориентироваться не на год его рождения, а на уровень развития, которые позволяют (или не позволяют) выдержать требования систем обучения, нагрузки, нового режима жизни.
Цель работы: раскрыть сущность психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
Задачи курсовой работы:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме психологической готовности дошкольника к обучению в школе;
2) раскрыть сущность психологической готовности дошкольника к обучению в школе;
3) провести экспериментальное изучение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования: психологическая готовность дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза: психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики; экспериментальные – психодиагностический метод, к которому относится метод теста и педагогический анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, подводя итог проведенному в рамках данной курсовой работы психолого-педагогическому исследованию, темой которого являлась психологическая готовность дошкольников к обучению в школе, можно тезисно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:
1) Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
2) Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.
3) В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностную готовность: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; интеллектуальную готовность: знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы; и социально-психологическую готовность: новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
1) Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе возникает только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная “необучаемость”, когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать оценить свою деятельность.
5) Из результатов проведенного исследования видно, что в экспериментальной группе дошкольников в возрасте от 5,5 до 6 лет 93% дошкольников являются школьно-незрелыми и 7% “средне-зрелыми”. Во второй экспериментальной группе дошкольников в возрасте от 6, 5 до 7 лет 80% детей являются школьно-зрелыми и 20% детей – “средне-зрелыми”.
6) Таким образом, проведенное экспериментальное исследование еще раз подтвердило исследования и выводы ученых, а также гипотезу, выдвинутую в данной курсовой работе о том, что психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника.
7) Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
8) В дальнейшем мы планируем заниматься изучением и разработкой данной проблемы, поскольку: во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения; во-вторых, если обследование детей начинать заранее, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.
|
||||||||
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
|