|
||||||||
Динамика развития памяти детей дошкольного возраста 3х – 4х лет. Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение,
заключение. Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (3-4-5-6 ЛЕТ) В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 1.1. История вопроса и уровень разработанности проблемы на современном этапе 1.2. Феномен памяти. Физиологические основы памяти. Процессы и типы памяти 1.3. Возрастная динамика развития памяти дошкольников (3-4-5-6 лет) Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (3-4-5-6 ЛЕТ) 2.1. План и задачи практического исследования по изучению возрастной динамики развития памяти дошкольников (3-4-5-6 лет). Обоснование выбора методов и методик исследования 2.2. Анализ количественных результатов констатирующего эксперимента 2.3. Интерпретация полученных данных Заключение Список литературы Приложение ВведениеИсследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.
Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Практическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.
Цель работы: изучить возрастную динамику развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.
Предмет исследования: возрастная динамика развития памяти дошкольников.
Объект исследования: процесс развития памяти дошкольников.
Гипотеза: мы предполагаем, что память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности, а основным видом памяти является образная.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам памяти и ее развития в дошкольном возрасте.
2. Изучить возрастную динамику развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.
3. Провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.
4. Дать рекомендации педагогам и родителям по развитию памяти у дошкольников 3-4-5-6 лет.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики; экспериментальные – естественный эксперимент, наблюдение; статистические – метод ?2-критерия Пирсона.
Методологической основой исследования является деятельностный подход в психологии А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, А. Л. Венгер и теория Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.
В 1-й главе раскрыты теоретические основы возрастной динамики развития памяти дошкольников (3-4-5-6 лет) в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Во 2-й главе определены план и задачи практического исследования, дано обоснование методов исследования, приведено описание всех этапов проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, разработан ряд рекомендаций для родителей и педагогов по развитию памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.
В заключении сформулированы результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, оценена практическая значимость работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной дипломной работы.
В приложении приведены игры, задания и упражнения, рекомендованные для развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти – психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Однако в настоящее время нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти.
Одним из основных вопросов в теории памяти являет вопрос о ее развитии. В детской психологии до настоящего времени не выяснен основной путь развития этой функции.
Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.
В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали что в период дошкольного возраста происходит активное развитие образной, двигательной, эмоциональной и словесно-логической видов памяти дошкольников.
После проведения констатирующего эксперимента, сплошного наблюдения и анализа полученных результатов, данные констатирующего эксперимента были тщательно изучены и проинтерпретированы. Результаты проведенного констатирующего эксперимента были проверены одним из методов индуктивной статистики – непарамерическим методом ?2-критерия согласия Пирсона.
Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили гипотезу, выдвинутую в данной дипломной работе: память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности, а основным видом памяти является образная.
Цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута.
Таким образом, проведенное практическое исследование еще раз подтвердило исследования и выводы ученых о том, что в период дошкольного возраста у детей происходит активное развитие всех видов памяти: образной, двигательной, эмоциональной и словено-логической. К концу дошкольного возраста происходит замена главного вида памяти с наглядно-деятельного на словесно-логическую, а главным достижением дошкольного возраста является появление элементов произвольности поведения.
В ходе практического исследования был разработан ряд общих рекомендаций для родителей и педагогов для занятий с детьми по дальнейшему развитию детской памяти, предложены многочисленные игры и занятия, которые, как показала практика, часто игнорируются или используются недостаточно полно и активно.
По завершении практического исследования в целях осуществления преемственности было проведено открытое занятие для педагогов и родителей с использованием разнообразных игр, направленных на развитие памяти дошкольников. А также вниманию родителей были предложены оформленные стенд и папки-раздвижки на тему: “Возрастная динамика развития памяти дошкольников (3-4-5-6 лет)”.
В дальнейшем мы планируем продолжать изучение и разработку заявленной проблемы, поскольку она является еще недостаточно хорошо изученной, а, следовательно – актуальной, интересной и перспективной.
|
||||||||
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
|