Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Тест как метод психодиагностики

Информация о работе.
          Эта работа была сдана на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая глава, вторая глава, заключение и список литературы. Скачать работу полностью вы можете нажав на эту ссылку.

Содержание



Введение

Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.
Считается, что первоначально тесты были созданы для выявления умственно отсталых индивидов. В итоге они получили распространение в клинике при дифференцировании типа нервной системы человека, обследовании правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств.
В 80-90-е гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента – исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине.
Сегодня тестирование стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подступах к школе – во время приема в первый класс. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, проблемы межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся – все это лишь несколько примеров из области использования тестов в образовании.
Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединилась (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).

Глава I. Метод тестов

1.1. Понятие и классификация тестов

Тест (англ. test – задача, проба) – краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной процесс или группу процессов. 1Тестовое испытание состоит из тестового материала и инструкции для испытуемого, от которого требуется строгое ее исполнение. Оценка результатов производится, как правило, по специально разработанным критериям, а некоторые тесты имеют и возрастные шкалы, с которыми соотносятся результаты конкретного испытуемого.
При помощи тестов стремятся выяснить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые свойства личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии. Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, – явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений.
От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.
В настоящее время существует множество самых разнообразных тестов, и они разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные. Индивидуальные тесты предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности; групповые допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых. Вербальные тесты основаны на анализе собственных высказываний испытуемых, невербальные используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи. Количественные тесты позволяют получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства, а качественные – давать его развернутую описательную характеристику. Градуальные тесты дают возможность выразить в цифрах степень развитости изучаемого свойства при помощи определенной шкалы; альтернативные допускают только два взаимоисключающих вывода типа “да” или “нет”. Общие тесты предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера, например, общего интеллекта. Специальные тесты оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление.
В качестве оснований для классификации тестов чаще всего используют цель, содержание и форму психологического тестирования, производимого с их помощью. По характеру цели тесты делят на предназначенные для отбора, распределения и классификации испытуемых.

1.2. Достоинства метода тестов

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:
Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием.
Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.
Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизированность теста позволяет рассматривать его как “измерительный инструмент”, дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Хороший тест позволяет различать не только три категории учеников-отличников, “середнячков” и “хвостиков”, но и хорошо дифференцировать испытуемых на полюсах шкалы – отличать просто способных от очень способных и талантливых, а среди отстающих отличать небезнадежных от “безнадежных” (или совершенно неподготовленных). Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.
Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50% из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента, или пилотажа.
Надежность. Это, может быть, самое главное достоинство тестов. “Лотерейный” характер современных экзаменов с вытягиванием “счастливых” билетиков давно уже стал притчей во языцах. В отличие от этого, любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы. В результате возможность для “хвостиков” выбиться в отличники, а для отличника вдруг “провалиться” резко сокращается.
Назовем также ряд достоинств, которые в логическом смысле являются следствиями, производными от перечисленных выше, но заслуживают самостоятельного упоминания.
Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия.
Возможность компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности. Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание “банков тестовых заданий”, позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экспериментатора, как и для испытуемого.
Психологическая адекватность. Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности.
Во многих странах внедрение метода тестов тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение хорошо оснащенных тестовых служб в образовании – важнейший инструмент в борьбе с коррупцией, поражающий правящую элиту во многих странах. На Западе тестовые службы работают независимо от “выпускающих” (школы) и “принимающих” (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которыми он может отправляться в любое учреждение.

1.3. Недостатки метода тестов

Однако все вышеперечисленное не означает, что метод тестов не обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию.
Как всегда, определенные недостатки метода тестов являются продолжением его достоинств:
Опасность “слепых” (автоматических) ошибок. Слепая вера низко-квалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник “сдвиг” в приложении трафаретки – ключа к бланку ответов (при ручном, не компьютерном подсчете баллов) и т. п.
Опасность профанации. Это эффект деятельности “профанов” в буквальном смысле слова. Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. В результате все проблемы предполагается решать с помощью 2-3 тестов – “на все случаи жизни”. К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример – повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране.
Потеря индивидуального подхода, “стрессогенность”. Тест – самая общая “гребенка”, под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка), к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах (просто из-за “мандража”).
Потеря индивидуального подхода, “репродуктивность”. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем невосполнимый недостаток метода тестов.
Отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования, конечно, оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях.
Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные “тестологи” обрушивают на ребенка тесты, слишком трудные, сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.
Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). То есть место тестов – дополнять другие более традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.
Спокойное рациональное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения к нему.

Глава II.

2.1. Культура составления и проведения тестов

Прежде чем на практике пользоваться тем или иным тестом, необходимо изучить историю его создания, теорию, на которую он опирается, сферу традиционного его применения. Все это необходимо знать и учитывать при интерпретации получаемых результатов и, особенно в выводах, делаемых о ребенке на основе психодиагностического обследования.
Специальное внимание следует обратить на теорию личности, лежащую в основе теста, так как без знания ее нельзя будет правильно оценить возможности теста. Любой психологический тест отражает теоретические взгляды его автора и, следовательно, ограничен его пониманием личности. Это происходит даже в том случае, если тест предназначен для изучения многих базисных черт, составляющих основу личности. Применяя такого рода тесты на практике и не отдавая себе отчета в том, что ограниченность теории неизбежно скажется на возможностях теста, мы можем совершить ошибку, приняв весьма специфический, узкий взгляд на личность Зв ее всеобщую, исчерпывающую картину. Выходом из данного положения, представляющим собой практически удовлетворительное решение проблемы, является одновременное использование нескольких различных тестов, базирующихся на взаимно дополняющих друг друга теориях личности, представляющих психологию ребенка под разными и существенными углами зрения.
Важным требованием, которому должно соответствовать тестирование, является адаптация теста к новым условиям: стране, культуре, языку, возрасту и т. п. – отличным от тех, где он первоначально был создан и применялся. Разработанный в одной стране мира со специфической политической, социальной, экономической и культурной системой, тест безоговорочно не может применяться в другой стране.
Особые трудности в адаптации тестов порождает язык, на котором они были написаны. Точный литературный перевод слов и выражений оригинального варианта теста на другой язык, как правило, не отражает достаточно полно и правильно тот психологический смысл, который вкладывается в соответствующие слова и выражения. Для хорошего понимания и применения теста в иной языковой культуре важно знать не только литературные значения слов, но и тот специфический смысл, который выражен в них создателем теста и носителями языка.
Тесты, предназначенные для изучения людей одного возраста, как правило, не подходят для исследования людей другого возраста и требуют возрастной адаптации.
Важной особенностью практического применения тестов, которую следует принимать в расчет в выводах, делаемых о детях, является привыкание к тестам, а также относительная изменчивость, непостоянство их результатов. Если один и тот же тест применять несколько раз подряд, то со временем дети могут настолько привыкнуть к нему, что начнут механически, не задумываясь, отвечать на него или, напротив, ради интереса преднамеренно изменять свои ответы, чтобы не повторяться.
У многих детей при заполнении длинных тестов-опросников быстро наступает утомление от монотонной и однообразной деятельности, они невольно начинают изменять свои ответы или тестируемые действия, чтобы избавиться от пресыщения. Для того чтобы не происходило вызванных пресыщением изменений результатов тестирования, не рекомендуется пользоваться одним и тем же тестом несколько раз подряд. Кроме того, между очередными тестированиями должен быть достаточно большой интервал времени.
Непостоянство результатов тестирования может быть вызвано и другими причинами, например изменением внутренних (настроение, психологическое состоянием испытуемого, его физическое самочувствие и т. д.) условий проведения исследования. Все эти факторы необходимо принимать в расчет в выводах о ребенке, делаемых на основе его тестирования, и если мы хотим определить, действительно ли со временем интересующее нас психологическое качество изменилось, то при повторных его проверках желательно точно воспроизвести первоначальные условия исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя все вышеизложенное, мы видим, что чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания о детях можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.
Одним из специализированных методов психодиагностического обследования, является метод тестов. Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.: “Мир”, Т. 1, 1996. – 496 с.
2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб.: “Каро”, 2002. – 368 с.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн., Кн. 1, М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2000. – 688 с.
4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Кн. 2, 2000. – 608 с.
5. Общая психология./Под ред. Петровского А. В. М.: “Просвещение”, 1976. – 479 с.
6. Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. – 544 с.
7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: “Высшая школа”, 1981. – 175 с.
8. Подласый И. П. Педагогика. В 2-х кн. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», Кн. 1, 2000. – 576 с.
9. Психологические тесты./Под ред. Карелина А. А. В 2 кн., М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Кн. 1., 2002. – 248 с.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. М.: “ВЛАДОС – ПРЕСС”, Кн 1., 2002. – 384 с.
11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1997. – 736 с.
12. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: “Питер”, 2000. – 752 с.
1 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: “Высшая школа”, 1981. С. 152.
2 Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: “Питер”, 2000. С. 136.
3 Общая психология./Под ред. Петровского А. В. М.: “Просвещение”, 1976. С. 63.
4 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн., Кн. 1, М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2000. С. 22.
5 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Кн. 2, 2000. С. 485.
6 Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. С. 131-132.
7 Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. С. 133-134.
8 Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. С. 136.
9 Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. С. 136-137.
10 Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. С. 138-139.
11 Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: “Питер”, 2000. С. 136-137.
12 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Кн. 2, 2000. С. 488.
13 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Кн. 2, 2000. С. 489.
14 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн., Кн. 1, М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2000. С. 22.
15 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Кн. 2, 2000. С. 489.

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz