|
||||||||
Половое воспитание. Безопасный секс. Эта работа была сдана на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая глава, вторая глава, заключение и список литературы. Скачать работу полностью вы можете нажав на эту ссылку. Содержание
Введение
Глава I. Проблема полового воспитания за рубежом и в России Глава II. Половое воспитание Заключение Список литературы Приложение ВведениеС давних времен проблема полового воспитания относилась к числу наиболее запутанных.
На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали еще более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.
До последнего времени различия во взглядах на половое воспитание делили общество пополам: одни считали необходимым половое воспитание в школе, другие, напротив, были убеждены, что говорить об этом с детьми в стенах школы не только необязательно, но и нецелесообразно.
Сегодня оппозиция половому воспитанию в школе еще существует, однако его противники несколько сбавили тон.
Данной проблеме посвящены труды как зарубежных, так и отечественных психологов, медиков, сексологов и педагогов. Среди них: Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Эрик У. Джонсон, Роберт К. Колодни, Мэри С. Колдероун, Гэри Ф. Келли, С. В. Ковалев, А. Г. Ковалев, Л. Ф. Фридман, И. Ю. Кулагина, Т. Разумовская, И. С. Кон, В. Д. Косулин, Н. О. Мальгина, Д. Н. Исаева и многие другие.
Глава I. Проблема полового воспитания за рубежом и в РоссииНа сегодняшний день каждое государство по-разному решает вопрос о половом воспитании детей и подростков.
В Голландии, Швеции и некоторых других странах половое образование проводится в принудительном порядке; в Великобритании, США и многих других странах – добровольно. В некоторых странах, где сильны позиции Католической или Православной Церкви, требуется согласие родителей на половое образование.
Анализ литературных источников показывает, что на Западе существуют школы разных типов. Родители-христиане обычно имеют возможность выбора альтернативной школы или выбора альтернативной программы. Многие элитарные школы имеют программы, отличные от обычных государственных, и ориентируют детей на воздержание от добрачных половых отношений.
Многие противники полового образования детей и подростков в России указывают на то, что в США, где имеется многолетний опыт полового воспитания, более четверти взрослого населения заражена болезнями, передаваемыми половым путем, страна подвержена настоящей эпидемии СПИДа. По преступности, числу преступлений на сексуальной почве, распространенности СПИДа США обгоняют Россию во много раз. В США огромное количество подростковых беременностей и абортов. В Швеции, где половое воспитание проводится еще более интенсивно, самый высокий уровень самоубийств. В США после введения полового воспитания число подростковых беременностей выросло в два раза, с 1971 по 1975 гг. количество абортов у подростков возросло на 45%, а в настоящее время более чем в два раза. Число изнасилований в США больше чем в нашей стране в 6 раз. В Европе ежегодно регистрируется 45 – 50 тыс. новых зараженных ВИЧ-инфекцией.
Всемирная Организация Здравоохранения, проводя исследования в странах, где были введены программы по половому воспитанию, также пришла к выводу, что снижения венерических заболеваний там не происходит.
Однако, на наш взгляд – это является неотъемлемым следствием культурной и моральной деградации общества в целом, а не последствиями введения программ полового воспитания. Программы полового образования дают детям и подросткам сведения о том, что знание мужской и женской физиологии, достоверная информация, половое воздержание и безопасный секс – верные способы от нежелательной беременности, риска заражения ВИЧ-инфекцией и венерическими заболеваниями, они также учат важности достижения самостоятельности до начала половой активности. Поэтому необходимо заимствовать опыт развитых стран, а не возвращаться назад к животному состоянию.
Преподавание сексологии и полового воспитания детей начали вводить в российские школы на основании президентской программы “Дети России”, точнее входящей в нее программы “Планирование семьи”, подписанной бывшим Президентом России Борисом Ельциным по инициативе депутата Е. Ф. Лаховой, руководителя феминистской организации “Женщины России”. Однако эти попытки вызвали в обществе настолько негативную реакцию, что Министерство образования было вынуждено специальным приказом приостановить их реализацию.
Священноначалие Русской Православной Церкви дало отрицательную оценку введению этого предмета в программу государственных школ. Патриарх Московский и Всея Руси на выступлении перед московским духовенством на Архиерейском Соборе в декабре 1997 г. не только высказался резко против, но и призвал к активному сопротивлению, то есть благословил духовенство и мирян на борьбу с введением полового воспитания.
Однако из анализа публикаций последних лет, следует, что ситуация вокруг проекта стала несколько более спокойной: заметно сократился поток, как правило, тенденциозной и необъективной критики, основанной на домыслах, дезинформации, непроверенных фактах, уменьшилось количество публикаций и телевизионных выступлений, дающих неверное представление о целях и задачах проекта, или показывающих его лишь в негативном свете.
Как показывает статистика, сегодня в большей части высказывания специалистов и рядовых граждан все больше склоняются говорить об этом и заниматься этими проблемами, во всяком случае, не закрывать на них глаза. Это надо рассматривать как положительную тенденцию, которую следует максимально использовать в будущем.
Однако было бы ошибкой предписывать школе какую-либо определенную программу полового воспитания, поскольку планирование тематического содержания программы и выбор основных подходов к подаче материала – это задачи педагогического коллектива школы, выполняемые им в сотрудничестве с общественным комитетом, в котором широко представлены сторонники различных мнений. Общественные потребности и степень готовности к восприятию информации, касающейся вопросов пола и сексуальности, варьируют от региона к региону. Однако анализ научных данных, посвященных данной проблеме, показывает, что в любую программу полового воспитания следует включать следующие элементы:
1. полная фактическая информация о биологических аспектах пола и репродукции;
2. основные сведения о контроле над рождаемостью и о планировании семьи. Даже люди, в силу своих религиозных убеждений возражающие против применения медицинских методов контроля рождаемости, должны ознакомиться с этими фактами, поскольку в противном случае они будут вынуждены полагаться на слухи и неточную информацию;
3. различия между сексуальным поведением животных и человека. Сексуальное поведение животных в основном запрограммировано и детерминировано врожденными инстинктами и физиологией, поэтому животным не приходится принимать решения, в то время как сексуальное поведение человека формируется в основном в результате научения, люди могут выбирать определенные формы сексуального поведения, поэтому они несут прямую ответственность за последствия своих решений. Очень многие подростки знают, как происходит копуляция у животных, и ошибочно заключают, что сексуальность мужчин и женщин аналогична репродуктивным инстинктам животных;
4. различия между мужчинами и женщинами – не только биологические, но и полоролевые различия, различия в сексуальных реакциях, личностные различия и различия в общественных ожиданиях по отношению к мужчинам и женщинам. Другими словами, программы полового воспитания должны в основном содержать сведения о сексуальности, а не только об анатомии половых органов и их физиологических функциях;
5. фактические сведения о мастурбации. На занятиях эта тема вряд ли будет затронута спонтанно, поэтому необходимо включить ее в программу хотя бы для того, чтобы изжить неправильные представления о роли мастурбации на различных этапах жизненного цикла;
6. современная фактическая информация о гомосексуальности, а также беседа о правах и особых социальных проблемах людей с гомосексуальной ориентацией;
7. фактическая информация о венерических болезнях – не для того, чтобы напугать подростков, а для того, чтобы помочь им защитить свое здоровье от реальной и широко распространенной опасности;
8. возможные последствия полового акта – как положительные, так и отрицательные – и поступки, которые могут привести к половому контакту;
9. место сексуальных отношений в семейной жизни;
10. место сексуальных отношений в социальной жизни подростков;
11. обсуждение жизненных и литературных примеров с целью осознания того факта, что чувства, испытываемые одним человеком, часто не совпадают с чувствами другого человека.
Таким образом, необходимо помочь детям научиться ставить себя на место другого человека. Иногда полезно, чтобы ученики заполнили специальную форму, указав в ней те темы, которые они хотели бы обсудить.
Глава II. Половое воспитаниеПоловое воспитание – система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.10
Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания.
В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности – единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение.11
Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов.
1) Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общефизическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.12
Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира, появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. Как показывают многочисленные исследования ученых, посвященных данной проблеме, на вопросы детей, интересующихся “тайной” их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, “как я тебя родила в роддоме” или “ты вырос у меня в животике”. В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более “осведомленных” старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.13
2) В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.
Нередко у детей младшего школьного возраста может возникать чувство симпатии, достигающее степени влюбленности и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стараются быть ближе к этому человеку, ласкаются, ухаживают за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребенка на его чувствах, поскольку такая влюбленность со временем проходит сама собой.14
3) Половое воспитание в период полового созревания намного сложнее, труднее и должно быть предельно деликатным, учитывающим в первую очередь происходящие в это время изменения в организме, а также личностные качества подростка. Девочки вступают в подростковый период в 12 – 14 лет, мальчики – в 13 – 15 лет. Первыми вестниками полового созревания подростков можно считать появление вторичных половых признаков.
У мальчиков в это время происходит “ломка” голоса, начинаются первые поллюции.
Наступление их иногда застаёт юношей врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если семяизвержения принимаются за заболевание) последствий. Девочек же в период полового созревания, прежде всего, следует подготовить к появлению менструаций. Матери должны научить их правилам личной гигиены при менструациях, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явления.15
Гигиенические требования с точки зрения медицины к мужчинам не столь строги, как к женщинам, однако уже подростку надо привить навыки ухода за своими половыми органами.
Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную и нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями, а более широко оценивать наступившие в организме изменения.
Если в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям ещё удаётся найти общий язык с подростками, то относительно оценки некоторых форм сексуальности подросткового возраста взрослые нередко допускают серьёзные ошибки. Прежде всего, это касается одного из самых трудных вопросов, с которым приходится сталкиваться большей части родителей и многим педагогам – вопроса об онанизме. 16
Обнаружив, что подросток занимается этим, родители ни в коем случае не должны прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещания или клятв, что он больше не будет делать этого. Скорее всего, желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый мастурбационный акт будет сопровождаться ещё большими раскаяниями и страхом расплаты. Правильность поведения родителей в данной ситуации зависит от множества условий, но в любом случае не следует придавать этому весьма распространённому у подростков явлению какого-то драматического значения, поскольку возможные отрицательные последствия мастурбации в литературе прошлых лет явно преувеличивались.17
Одной из главных черт, присущих подросткам в переходном возрасте, является желание утвердиться в жизни (самоутвердиться), стремление к взрослости, а отсюда постоянный поиск своего “я”, приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребёнка-подростка как личности – процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, школе, в кругу друзей. Знание воспитателями основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия.
На этом этапе формирования личности подростка лейтмотивом полового воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий “настоящий мужчина” и “настоящая женщина”. Важно, чтобы подросток не только знал смысл этих понятий, но и принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции. Нервная система подростка весьма ранима, она не терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, признание ими личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание посоветоваться о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от случайных знакомых.18
Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться дотошными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Всегда лучше попытаться повести беседу так, чтобы к нужному выводу подросток пришёл сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно в ней признаться, а не отстаивать ошибочную точку зрения ради сохранения своего авторитета. Ведь дети в 13 – 15-летнем возрасте уже всё прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий определённого мужества шаг.
Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков и девочек. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь.
Родители оказываются перед выбором: или оградить собственного ребёнка от этого счастья, или закрыть на всё глаза и довериться сознательности своих детей, их разуму.19
Как показывает практика, если половое воспитание на предыдущих этапах было правильным, и родители исподволь научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, можно не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесёт. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьёз, поведение сына или дочери прогнозировать трудно. Правда, хотим мы этого или нет, но кроме нас половым воспитанием занимается и окружение наших детей, книги, кино, телевидение. Так что думать, будто наши подростки совсем уж безграмотны в сексуальных вопросах, неправильно. С 13 – 14 лет мальчики становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Всё это сопровождается сновидениями эротическими, поллюциями и мастурбациями. В последнем случае надо активно пропагандировать мысль о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далёкая ещё от совершенства половая система подростка не остаётся безразличной к тем нагрузкам, которые ей приходится выдерживать при мастурбациях. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении.20
Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременности у подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой, вызванной именно этими и подобными причинами.21
Таким образом, мы видим, что главным фактором социальной политики России должно стать половое просвещение, одним из важнейших аспектов которого является активная пропаганда безопасного секса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, основываясь на всем вышеизложенном, мы видим, что СПИД заставил нас изменить отношение к сексу. Неразборчивость в связях стала опасна не только для тебя самого: в любой момент человек может превратиться в источник опасности для других.
Зная о широком распространении болезней, передаваемых половым путем, особенно о СПИДе и герпесе, заниматься сексом без предохранения по меньшей мере неразумно.
Сегодня каждое государство решает вопрос о половом воспитании детей и подростков. Преподавание сексологии и полового воспитания детей начали вводить в российские школы на основании президентской программы “Планирование семьи”, подписанной бывшим Президентом России Б. Ельциным. Однако эти попытки вызвали в обществе настолько негативную реакцию, что Министерство образования было вынуждено специальным приказом приостановить их реализацию.
Однако же программы полового образования дают детям и подросткам сведения о том, что знание мужской и женской физиологии, достоверная информация, половое воздержание и безопасный секс – верные способы от нежелательной беременности, риска заражения ВИЧ-инфекцией и венерическими заболеваниями, они также учат важности достижения самостоятельности до начала половой активности.
Половое воспитание – это система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.
Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.
Если не будет организованного полового воспитания – дети получат своими путями воспитание неорганизованное. Поэтому главным фактором социальной политики России должно стать половое просвещение, одним из важнейших аспектов которого является активная пропаганда безопасного секса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Гэри Ф. Келли. Основы современной сексологии. – СПб.: Питер, 2000. – 420 с.
2. Мальгина Н. О., Исаева Д. Н. Хрестоматия. Сексология. – СПб.: Питер, 2001. – 601 с.
3. Материалы с сайта http://literature.orunete.ru/go1390.html
4. Материалы с сайта http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0071.htm
5. Материалы с сайта http://studios.narod.ru/NewsSPb/0022.htm
6. Мир детства: Подросток./ Под ред. Хрипковой А. Г. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с.
7. Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998. – 892 с.
8. Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 256 с.
9. Щербатых Ю. В. Психология любви и секса. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 417 с.
1 Материалы с сайта http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0071.htm
2 Материалы с сайта http://studios.narod.ru/NewsSPb/0022.htm
3 Материалы с сайта http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0071.htm
4 Материалы с сайта http://studios.narod.ru/NewsSPb/0022.htm
5 Материалы с сайта http://literature.orunete.ru/go1390.html
6 Материалы с сайта http://literature.orunete.ru/go1390.html
7 Там же
8 Материалы с сайта http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0071.htm
9 Материалы с сайта http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0071.htm
10 Гэри Ф. Келли. Основы современной сексологии. СПб.: Питер, 2000. С. 25.
11 Мальгина Н. О., Исаева Д. Н. Хрестоматия. Сексология. СПб.: Питер, 2001. С. 51.
12 Мальгина Н. О., Исаева Д. Н. Хрестоматия. Сексология. СПб.: Питер, 2001. С. 113.
13 Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Фельдштейна Д. И. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 84 – 86.
14 Мальгина Н. О., Исаева Д. Н. Хрестоматия. Сексология. СПб.: Питер, 2001. С. 117 – 119.
15 Мир детства: Подросток./ Под ред. Хрипковой А. Г. М.: Педагогика, 1989. С. 54 – 55.
16 Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии. М.: Мир, 1998. С. 325.
17 Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии. М.: Мир, 1998. С. 326.
18 Мир детства: Подросток./ Под ред. Хрипковой А. Г. М.: Педагогика, 1989. С. 69.
19 Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии. М.: Мир, 1998. С. 224 – 226.
20 Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии. М.: Мир, 1998. С. 229.
21 Мальгина Н. О., Исаева Д. Н. Хрестоматия. Сексология. СПб.: Питер, 2001. С. 165.
|
||||||||
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
|