Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Расстройства речи

Информация о работе.
          Эта курсовая была защищена на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая глава (теоретическая), вторая глава (практическая), заключение и список литературы. Скачать курсовую полностью вы можете нажав на эту ссылку.

Содержание



Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития человека возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Расстройства речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие человека, отражаются на его деятельности, поведении. Расстройства речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражениях речевых зон коры головного мозга.
Речевые расстройства — это широкий круг психопатологических явлений, проявляющийся в речевом поведении (речевое возбуждение, стереотипии, вычурность, замедление, распад речи, неравномерность темпа и ритма, “бормочущая” речь, скандированная речь и т.п.).
Изучением расстройств речи занимались такие ученые как Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель, Б.М. ГринШпун, В. М. Коган, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, В. М. Шкловский, Л. С. Цветкова, и многие др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов из возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом, имеет важное значение для правильного психологического анализа, организации работы или выбора профиля специального учреждения.
Цель работы: раскрыть сущность основных форм и видов речевых расстройств.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать логопедические, психологические и педагогические литературные источники, посвященные расстройствам речи.
2. Дать общее понятие о языке и речи.
3. Раскрыть основные формы и виды речевых расстройств.

Глава I. Общее понятие о языке и речи

1.1. Сущность и признаки языка и речи

В процессе мышления человек использует различного рода средства:
* практические действия;
* образы и представления;
* модели;
* схемы;
* символы;
* знаки;
* язык.
Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление — это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Следует отметить, что формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка [1, с. 34].
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речевое общение осуществляется посредством языка. Как показывает практика, нередко термины “речь” и “язык” неправильно употребляются как синонимы. Однако в современных психологических и лингвистических исследованиях отмечаются существенные различия этих понятий. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым “психолингвистикой” [3, с. 312-313].
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка:
* исторически сложившееся средство общения;
* развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
* отражает психологию народа;
* система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи:
* выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
* наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак — это символ или объект, служащий заменителем другого объекта [1, с. 34-35].

1.2. Функции речи

Речь выполняет определенные функции:
— воздействия;
— сообщения;
— выражения;
— обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия [7, с. 48-50] (См. Приложение 1; Рис. 1).

1.3. Формы и виды речи

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:
* внешнюю;
* внутреннюю [4, с. 4] (См. Приложение 2; Рис. 2).
1. Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:
— жаргон;
— интонация.
Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды:
* устную: диалогическую и монологическую (См. Приложение 3; Рис. 3);
* письменную (См. Приложение 4; Рис. 4).
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса [4, с. 4].
Монолог — вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны:
— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
— грамматически правильное оформление;
— выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая [4, с. 4-5].
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Рассмотрим письменную речь несколько более подробнее. Письмо — это особая, графическая (т.е. письменная) форма языка. Письмо похоже на язык. Конкретнее и яснее письмо можно определить, если сопоставить его не с языком, а с речью [18, с. 1].
Речь — это язык в действии: язык состоит из слов и правил их употребления в речи, речь — употребление слов и правил в самом процессе общения. Речь включает в себя три части: говорение (это наиболее активная фаза речи, собственно речь), речевое звучание, или звуковой поток речи (результат говорения), слушание — восприятие говоримого. Письмо предназначено как бы остановить речевой поток, дать возможность “слушать” (читать) сказанное (написанное) в любое другое время. Письмо фиксирует речь в виде письменных текстов. Домашнее сочинение, заметка в стенную газету, книга — всё это письменные тексты.
Всё вышепредставленное является разными типами или подтипами письма. Различие между ними проявляется в том, как такие записи создаются, и в том, как они “читаются”. Две первые записи даже не читаются, а только “узнаются”. Все остальные записи (индийская, финикийская, латинская и др.) читаются, надо только знать знаки и правила соответствующего письма [18, с. 1].
На этой основе разновидности письма обычно делили на три основных типа:
* рисуночное, иначе — пиктографическое, письмо, пиктография (лат. pictus — “нарисованный”; греч. grapho — “пишу”; буквально — “письмо рисунками”). Примерной иллюстрацией может быть наша первая “запись” — рисунок дома;
* иероглифическое письмо, письмо иероглифами (другое название — идеографическое письмо, буквально — письмо идеями). Примерная иллюстрация — наша вторая запись, из египетского письма, или цифры;
* фонетическое, или звуковое, письмо в различных его подтипах: слоговое письмо, собственно звуковое и др. (все прочие приведённые ранее записи) [18, с. 1].
2. Внутренняя речь (речь “про себя”) — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.
Внутренняя речь — это субъективный язык-посредник, с помощью которого замысел переводится во внешнюю речь [4, с. 5-6].
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, следует подчеркнуть, — в психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Итак, — язык является средством общения, а речь — процессом общения. В психологии в основном различают две формы речи: внешнюю; внутреннюю. Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она включает следующие виды: устную и письменную. Внутренняя речь (речь “про себя”) — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.

Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств

Расстройства речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации [4, с. 7].
Расстройства (нарушения) речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
Поскольку речевые расстройства долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых расстройств (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. ГринШпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений [Там же, с. 15].

2.1. Расстройства устной речи

Расстройства устной речи могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи [2, с. 61].
I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной [2, с. 61].
3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико- интонациональной выразительности.
4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.
Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка [2, с. 61-62].
5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении, Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (неусвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушения условий реализации звуков.
При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный.
Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.
Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако, наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
6. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость, палатолалия.
Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественных работах к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами неба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином “палатолалия”. Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией [2, с. 62-63].
7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата.
Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.
Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний [2, с. 63-64].
II. Расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота.
Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и праграммирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает [2, с. 64].
2. Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.
Впервые этот термин был введен в XIX веке французским ученым Труссо.
Изучением афазии занимались многие ученые: А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, В. М. Коган и др. Среди исследователей-афафизиологов в настоящее время ведущими являются В. М. Шкловский, Л. С. Цветкова, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель и др. [Там же, с. 86-87].
Афазия у детей встречается значительно реже, чем у взрослых, и существенно отличается по своим проявлениям [10, с. 272].1
Афазия является результатом:
— опухолей мозга, воспалительных процессов в коре головного мозга;
— сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения;
— тяжелых черепно-мозговых травм.
В результате вышеперечисленных причин наблюдаются органические нарушения в теменных, височных, затылочных и лобных долях коры левого полушария у правшей и правого полушария у левшей. Формы афазии, тяжесть структуры речевого дефекта определяются совокупностью ряда факторов:
— характером нарушения мозгового кровообращения;
— локализацией и обширностью очага поражения;
— состоянием сохранных отделов мозга, взявших на себя компенсаторные функции;
— возрастом больного и его физическим состоянием [2, с. 86-87].
Из анализа логопедической литературы следует, что сегодня существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации Х. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.
Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системной организации функций и “обратной афферентации”, а также нейропсихологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов [Там же, с. 391].
А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазия, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия [11, с. 48].
Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящий во второй функциональный блок, называются “задними” формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок называются “передними” афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения [2, с. 393].
* Акустико-гностическая сенсорная афазия Вернике (беглая афазия). Ее впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (См. Рис. 1, поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины расстройства понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха [11, с. 17-18].

Рис. 1. Цитоархитектоническая карта коры мозга человека: наружная поверхность

* Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова) (См. Рис. 1, поля 21 и 37).
А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухо-речевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов [11, с. 18-19].
* Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (См. Рис. 1, поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.
Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т.е. не заменяют одно слово другим, а заменяют слово целой фразой.
При семантической афазии утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них переносный смысл.
В основе амнестических трудностей при семантической афазии лежит нарушение так называемого “закона силы” (А.Р. Лурия), позволяющего в норме безошибочно выбирать слово из серии слов, близких по категориальной отнесенности, по смыслу [2, с. 399-401].
* Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (См. Рис. 1, поля 7, 40).
А.Р. Лурия отмечает, что существует два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй вариант, носящий в клинике название “проводниковой афазии”, отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово [2, с. 402-403].
* Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (См. Рис. 1, поля 44. 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.
При относительной сохранности речевого высказывания речь характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счет глаголов, возникает телеграфный стиль. Как и движения, речь теряет индивидуальные особенности, страдают просодическая сторона речи и понимание [11, с. 22].
* Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности (См. Рис. 1, поля 9, 10, 46). Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляционных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При глубокой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения [11, с. 23].

2.2. Расстройства письменной речи

Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.
1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы. В смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (входе обучения) говорят об алексии и аграфии [13, с. 172].
Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.
Следует отметить, что нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т.е. дислексий (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях [13, с. 172-173].

2.3. Значение расстройств речи

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь — не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения [15].
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие человека, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности человека, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Согласно современным научным представлениям расстройства речи представляют одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов [15].
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, следует подчеркнуть, — расстройства речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации. Согласно клинико-педагогической классификации речевых расстройств выделяют 11 форм речевых расстройств, 9 из них составляют расстройства устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют расстройства письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Расстройства устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Расстройства письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия). Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие человека, отражаются на его деятельности, поведении. Согласно современным научным представлениям расстройства речи представляют одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что задачи, поставленные в данной работе, — выполнены; цель — достигнута.
Изучено и проанализировано пять основных и десять дополнительных литературных источников, посвященных заявленной теме; кроме того, в процессе работы были проработаны материалы, взятые из Всемирной сети Интернет.
В первой главе работы дано общее понятие о языке и речи.
Во второй главе нашей работы мы постарались раскрыть основные формы и виды речевых расстройств.
В качестве основного вывода данной работы следует отметить, — согласно современным научным представлениям расстройства речи представляют одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов.
Расстройства речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации. Согласно клинико-педагогической классификации речевых расстройств выделяют 11 форм речевых расстройств, 9 из них составляют расстройства устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют расстройства письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Расстройства устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Расстройства письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).
При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов из возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом, имеет важное значение для правильного психологического анализа, организации работы или выбора профиля специального учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Бурлакова М.К. Речь и афазия. — М.: Аркти, 1997. — 340 с.
2. Логопедия./Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 680 с.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
4. Основы логопедической работы с детьми./Под ред. Чиркиной Г.В. — М.: АРКТИ, 2002. — 240 с.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989. — 221 с.

Дополнительная

6. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
7. Климов Е.А. Общая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 511 с.
8. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение. — СПб.: Дельта, 1997. — 256 с.
9. Общая психология./Под ред. Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
10. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М.: АСТ, 2002. — 333 с.
11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Р.-на-Д.: Феникс, 2002. — 448 с.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р.-на-Д.: Феникс, 1997. — 736 с.
13. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии).//Расстройства речи и у детей и подростков./Под ред. Ляпидевского С. С. — М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
14. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. — Воронеж: Алиса, 1997. — 195 с.
15. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: АРКТИ, 2000. — 218 с.

Интернет источники

16. http://pedlib.hut.ru/Books/pravdina/pravdinap13.html
17. http://dere.com.ua/library/volkov/02.shtml
18. http://www.home-edu.ru/pages/grishhenko/uroki/urok2/urok2.htm
19. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/psych.html

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz