Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Развитие культуры города Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней.

Информация о курсовой.
          Этота курсовая была защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая глава, вторая глава, заключение и список литературы. Скачать курсовую полностью вы можете нажав на эту ссылку.

Содержание



Введение

Если спросить жителей западных районов России, что они знают о Владивостоке, одни ответят, что это город на берегу Тихого океана, другие — что это военный и торговый порт. Владивосток — 648 тысяч жителей. Центр Приморского края.
После октября 1917 многие великолепные здания Владивостока были разрушены, так как являлись пережитком прошлого, монархии. Затем последовала война. Коммунистическая партия, навязывая свою идеологию, диктовала новые правила жизни. Конечно, здания продолжали строиться, но не было той пышности, красоты — все было однотипно, продиктовано диктатурой правителя. И так продолжалось целых 70 лет. Но страна вырвалась из этого порочного круга, мы пережили сами себя, разочаровавшись в старой вере — вере в “светлое будущее” и сейчас мы пытаемся найти что-то новое, а старый город нам в этом помогает. Актуальность темы обусловлена тем, чтоисторию нельзя повернуть вспять и вернуть все, что утеряно, можно только знать историю развитиякультурыродного города, помнить и сохранять ее для будущих потомков.
Цель работы: изучить развитие культурыг. Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней.
Объект исследования: культура культурыг. Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней.
Предмет исследования: развитие культурыг. Владивостока с конца XIX начала — XX века до современных дней.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники и материалы Всемирной сети Интернет, посвященные развитию культурыг. Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней.
2. Провести краткий историко-географический экскурс по городу Владивостоку.
3. Изучить развитие культурыг. Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней: развитие театров, сети библиотек, кинотеатров, музеев, художественных салонов, цирка.
Источниковую базу исследования составляют опубликованныематериалы и статьи, взятые из газет и Всемирной сети Интернет. В процессе исследования проблемы было изучено и проанализированодевятнадцать источников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 36страниц.

1. Краткий историко-географический экскурс по городу Владивостоку

Владивосток — центр Приморского края Российской Федерации. Город расположен на южной оконечности полуострова Муравьев-Амурский, омываемого водами Амурского и Уссурийского заливов. В полуостров врезается бухта Золотой Рог, защищенная от ветров и практически не замерзающая в зимние месяцы. Наличие в бухте больших глубин позволяет заходить в нее большегрузным океанским судам. Со стороны моря (залива Петра Великого) вход в бухту прикрыт островом Русский.
Город расположен на гористой местности, и это определяет его своеобразный и чрезвычайно живописный вид. Основанный в 1860 году по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, пост Владивосток с 1862 года стал официально именоваться портом. В 1880 г. Владивосток получил статус города.
“Самое имя Владивосток, означающее Властитель Востока... свидетельствует о важном политическом назначении, о котором основатели этой пристани в 1860 году мечтали для нее”. Эти слова о городе, были сказаны П. А Кропоткиным в ту самую пору, когда юный Владивосток был едва заметен среди дубрав и сопок, окружающих бухту Золотой Рог [10; 11-12].
Владивосток является самым крупным южным портом на тихоокеанском побережье нашей страны. Город раскинулся на южной оконечности полуострова Муравьев-Амурский, берег которого, изрезанный бухтами и заливами, напоминает прихотливый кружевной узор. Средняя ширина полуострова не превышает двенадцати километров, а длина чуть более тридцати километров. Но если попытаться пройти все городские районы по береговой кромке, то потребуется преодолеть свыше ста километров [6; 2].
Расположенный в широтном направлении южнее города-курорта Сочи, Владивосток в единой широте с городами Алма-Ата, Сухуми, Ницца, Нью-Йорк.
С долготой связан часовой пояс города. Время во Владивостоке на семь часов раньше московского и на десять — гринвичского.
Владивостокцы часто шутят: “У нас широта крымская, долгота колымская”, подчеркивая тем самым необычность приморского климата. Его особенность определена постоянным противоборством Тихого океана и великого сибирского материка, простирающегося до берегов Северного Ледовитого океана. Зимой в городе преобладает сухая морозная и солнечная погода, так как массы холодного воздуха движутся с материка на море. Снега во Владивостоке очень мало; даже после обильных снегопадов он или сдувается ветром, или во время оттепелей ручейками сбегает с сопок. Несмотря на сильные северные ветры, средняя температура января не превышает 14 градусов по Цельсию.
Весна во Владивостоке достаточно ранняя. Уже в марте на южных склонах сопок появляется первая зеленая травка. Зато лето — влажное и туманное, так как воздушные массы устремляются в обратном направлении с моря на континент. В конце лета довольно часто на город налетают тропические циклоны — тайфуны. Как правило, эти тайфуны задевают город крылом.
Купальный сезон в городе начинается в июне-июле и продолжается иногда до середины сентября. Август — сентябрь самое благодатное время года.
Бухта Золотой Рог через пролив Босфор Восточный, названный так по имени пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря, связана с заливом Петра Великого. Его составной частью являются Амурский и Уссурийский заливы, омывающие город с запада и с востока. Все эти бухты и заливы являются частью Японского моря [6; 2-3].
Во Владивостоке все от моря. Улицы: Морская, Матросская, Флотская, Корабельная набережная; дома, сползающие прямо к воде, пляжи в самом центре города. Отсюда во все уголки мира проложены морские пути.
Рыбаки говорят, что в заливе Петра Великого собраны обитатели подводного мира со всех континентов. Здесь ловятся корюшка, сельдь, навага, камбала, терпуг, красноперка, пиленгас, а также шримс, мидия, трепанг, гребешки, осьминоги, крабы. Не случайно, что самый первый в стране Государственный морской заповедник создан в заливе Петра Великого, в морских окрестностях Владивостока.
Изрезанная береговая линия придает Владивостоку и его окрестностям особое очарование. Если подняться на фуникулере, а потом вверх по склону Орлиной сопки, откроется чудесный вид на южную часть полуострова и на ближайшие острова, на Амурский и частично Уссурийский заливы.
Сам полуостров Муравьев-Амурский пересечен поперечными горными грядами. Полуостров покрыт лесом, в котором преобладают теплолюбивые лиственные породы — бархат амурский, орех маньчжурский, диморфант, ильм, ясень, аралия (чертово дерево); часто встречаются береза, пихта, кедр, липа; деревья увиты лианами дикого винограда, актинидии, лимонника.
Производственное лицо Владивостока определяют, прежде всего, рыбная промышленность и машиностроение. В городе десятки тысяч рыбаков, работающих на судах Востокрыбхолодфлота, Дальморепродукта.
Переработкой рыбы на берегу занимается Владивостокский рыбокомбинат. Его продукция в виде пресервов, кулинарных изделий и полуфабрикатов хорошо известна жителям города.
Из машиностроительных отраслей во Владивостоке наиболее широко представлены судоремонт и судостроение, приборостроение.
Производством пищевой продукции заняты кондитерская фабрика, мясокомбинат, молочные заводы и хлебозаводы. Стройиндустрию представляют заводы железобетонных конструкций и крупнопанельного домостроения. Известна продукция фанерного завода, фарфоровой и мебельной фабрик [6; 3].
Транспортное хозяйство города включает все виды транспорта. Владивосток является конечным пунктом самой длинной в мире транссибирской магистрали. Здесь заканчивается автомагистраль Хабаровск-Владивосток и самая длинная авиатрасса России.
Морской порт — “сердце” города. Он имеет 16 причалов протяженностью 4190 м., пассажирский район и специализируется на переработке контейнеров и навалочных грузов, идущих на Сахалин, Камчатку, в Магаданскую область, в северные районы Республики Саха.
Выделяется Владивосток своим научным и культурным потенциалом. Здесь размещается Дальневосточное отделение Академии Наук России с 14 академическими институтами. Среди них — геологический, океанологический, биолого-почвенный, географии, автоматики и процессов управления и другие. Ученые Академии Наук занимаются комплексным изучением океана и Тихоокеанского рудного пояса, разрабатывают научные основы использования и охраны почв, растительности и животного мира, получения новых лекарственных препаратов, ведут исследования путей комплексного развития народного хозяйства в регионе. В городе работает много других научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских организаций.
Владивосток — студенческий город. Здесь действуют 9 высших учебных заведений, крупнейшие из которых — Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный технический университет, Морская академия им. Г.И. Невельского, Академия экономики и управления и другие. Вузы города готовят капитанов дальнего плавания, врачей и педагогов, инженеров и научных работников, морских офицеров и специалистов в области коммерции. В числе средних специальных учебных заведений Владивостока — судостроительный, гидрометеорологический и энергетический техникумы, медицинское, музыкальное и педагогическое училища, множество профессионально-технических училищ [6; 3-4].
В культурной жизни города огромную роль играют его театры: Камерный, Драматический театр им. Максима Горького, действуют Приморская филармония, цирк, картинные галереи. Во Владивостоке находится старейшее краеведческое учреждение края — Приморский филиал Географического общества России. Природу и историю края изучают многочисленные музеи, накопившие за годы кропотливой работы многие тысячи экспонатов. Среди музеев особо выделяются своими фондами Приморский краеведческий музей им. Арсеньева, музей истории Тихоокеанского флота, музей океанографии и рыбного хозяйства, есть океанариум, дельфинарий. Вблизи города располагается Морской заповедник.
Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. В нем имеется более двухсот памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания конца XIX — начала XX вв. соседствуют со зданиями, построенными в конце XX в. Сохранились и жилые дома — памятники русского деревянного зодчества конца XIX века. Несмотря на массированное градостроительство последних десятилетий, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания и целые улицы. Владивосток сохранил и такой редкий памятник, как комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости. Она уникальная как памятник военно-оборонительного зодчества. Владивостокская крепость является одной из двух морских крепостей России, построенных в конце XIX — начале XX вв. [6; 4].

2. Развитие культуры города Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней

2.1. Развитие театров

Город Владивостокне случайно называют театральным — владивостокский зритель любит театр, стремится к познанию искусства и умеет его ценить.
Первый клуб появился во Владивостоке в середине 70-х годов прошлого века. Это был Морской клуб дляофицеров флота. До начала XX века этот клуб являлся культурным центром для офицеров местного гарнизона и гражданского населения.
В 1873 г. отставной фельдшер Бакушев, получив разрешение ставить спектакли силами любителей, организовал первый любительский театр. При этом губернатор, наделивший его некоторой суммой денег, сыграл самую значительную роль — мецената. Под театр была приспособлена большая фанза китаянки Купер, которая находилась на ул. Светланской. Труппу театра составили местные жители, писари экипажа, бывшие ссыльнокаторжные.
   В 1884 г. во Владивостоке был организован первый любительский драматический кружок, который поставил пьесу А.Н. Островского “Бедность не порок”.
Долгое время единственным местом для спектаклей во Владивостоке оставалась столовая Сибирского флотского экипажа, затем Морское собрание и Военное собрание. Только в 1884 г. купец И.И. Галецкий начал строить при гостинице “Золотой Рог” зал со сценой, ввод которого в строй в январе 1885 г. дал возможность профессиональным труппам проводить в городе целый сезон. На этой сцене выступала драматическая труппа М.К. Шумилина, тепло принимаемая владивостокцами [9; 249].
Ветераном дальневосточной сцены стала Елизавета Николаевна Шван, которая прибыла во Владивосток с семьёй в 1885 г. и работала здесь до конца своей жизни в 1894 г. В 1887 г. в город приехала профессиональная труппа актёров, гастроли которой начались с пьесы А.Н. Островского “Волки и овцы”. А уже в 1898 г. владивостокский зритель познакомился с драматургией А.П. Чехова. На сцене Морского клуба была поставлена его пьеса “Предложение”.
1 июля 1899 г. открылся театр купца А.А. Иванова, соединённый с рестораном “Тихий Океан”. Первые три года в этом театре ставились многие драматические спектакли. Однако в январе 1904 г. в театре случился большой пожар, повторившийся год спустя.
В целом к концу ХIХ века в городе появилось несколько театральных помещений. В 1899 г. предприниматель И.И. Галецкий построил кирпичное трёхэтажное здание с залом на 700 мест, который имел партер, амфитеатр и галерею. Это позволило расширить гастрольную деятельность более крупных театральных коллективов и сделать их пребывание в городе не сезонным, а постоянным. И уже в 1903 г. гастролировавший во Владивостоке новый театр поставил здесь пьесу А.М. Горького “На дне”.
В 1903 г. на месте цирка по образцу Московского художественного театра был построен первый Общедоступный театр. В истории культурной жизни Приморья это было значительным событием. Под руководством М.Н. Нининой-Петипа была собрана достаточно сильная драматическая труппа. Её основу составили известные на провинциальной сцене артисты, которые, по словам современников, “сделали бы честь любому городу: Лодина, Рахманова, Рюмшина, Муравьёв-Свирский, Норин и др”.   7 апреля 1903 г. пьесой А.Н. Островского “Волки и овцы” труппа открыла театральный сезон. В репертуаре Общедоступного театра были представлены лучшие пьесы мирового и русского классического наследия, а также уже получившие признание пьесы А.П. Чехова и А.М. Горького. На сцене этого театра были впервые во Владивостоке поставлены спектакли “Дядя Ваня” и “Иванов” А.П. Чехова, а также “На дне” и “Мещане” А.М. Горького [9; 249-250].
Вэтомже1903 г.открылсяещёодинновыйтеатр—театрИ.И. Галецкого “Золотой Рог” на одну тысячу мест, куда перешла труппа Общедоступного театра. В разгар революционных событий 1905 г. в театре была поставлена пьеса А.М. Горького “Враги”. Однако вскоре спектакли были сняты по требованию полиции.
В 1907 г. в открывшемся Народном доме силами самодеятельности с большимуспехомбылипоставленыпьесы“Мещане”и“На дне”А.М. Горького, “Власть тьмы” А.Н. Толстого, “Вишнёвый сад” А.П. Чехова и многие другие.
А в 1908 г. во Владивостоке был открыт театр общества приказчиков — Пушкинский. С большим успехом в нём прошли гастроли знаменитой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской.
В ноябре 1912 г. был открыт местный отдел Русского Театрального общества. В эти же годы во Владивостоке развернул свою активную деятельность известный в Сибири и на Дальнем Востоке театральный деятель, режиссёр и актёр Е.М. Долин. На сценах Владивостока, Хабаровска и Харбина поочерёдно действовали его труппы драматических актёров и музыкальной миниатюры. А в 1915 г. по его инициативе был открыт камерный театр.
В период с 1904 по 1916 гг. владивостокская театральная публика рукоплескала искусству известных русских артистов Мамонта Дальского, Рафаила и Роберта Адельгейм, Григория и Василия Долматовых, Павла Николаевича Орленева и Веры Фёдоровны Комиссаржевской.
В период с 1917 г. до середины 1920-х гг. во Владивостоке существовало огромное количество театров-кабаре и театров миниатюры, которые в большинстве случаев имели весьма краткое существование.
Через несколько месяцев после окончательного установления советской власти национализированный театр “Золотой Рог” был возведён в статусГостеатра,главнымрежиссёромкоторогосталзнаменитыйЕ.М. Долин. Театральный сезон открылся 23 марта 1923 г. Репертуар Гостеатра существенно отличался от театров миниатюры и включал крупные жанры: пьесы, драмы, комедии. На бенефис Е.М. Долина была дана постановка комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” [9; 250-251].
В 1932 г. на основе слияния местной профессиональной труппы актёров с ядром гастролировавшей труппы Хабаровской драмы во Владивостоке был создан Городской театр, которому в том же году было присвоено имя М. Горького.
В 1947 году при театре им. Горького была организована театральная студия, которая успешно готовила кадры для театров края. Ее возглавили опытные артисты П. А. Алексеев, С.Н. Колесников, Г. И. Антошенко. Многие из бывших студийцев, как, например. И.Г. Макаревич и В.Я. Мялк, стали профессиональными актерами.
В послевоенные годы театр выезжал на гастроли в КНР, КНДР, в Иркутск, а немного позднее — в Хабаровск, в Комсомольск-на-Амуре.
Большая честь была оказана театру в 1955 году, когда его коллектив был приглашен на гастроли в Москву и Ленинград. В столице театр в течение месяца выступал на основной сцене МХАТа.
Экзамен на зрелость посланцы Приморья выдержали с честью, Газета “Известия” писала: “Театр выступил как пропагандист своего замечательного края, как певец дел людей советского Приморья”.
Отмечая заслуги работников Приморского краевого драматического театра имени М. Горького в области развития театрального искусства. Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 13 октября 1955 года наградил народного артиста РСФСР Г.И. Антошенкова орденом Трудового Красного Знамени и шесть человек — орденом “Знак Почета”.
В честь 100-летия со дня основания Владивостока в 1960 году театр имени М. Горького был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, некоторым работникам театра были присвоены почетные звания.
В 1976 году крайдрамтеатр перешел в новое помещение. Здание театра, сооруженное по индивидуальному проекту, стало подлинным украшением города [9; 251].
Следует заметить, что исегодня Драматический театр им. М.Горького — ведущий театральный коллектив края. Естественно, изменение всей нашей жизни сегодня, изменения политики и экономики, взаимоотношений в обществе и взглядов на прошлое, настоящее и будущее не могли не сказаться на положении театра. Владивостокская драма всегда отличалась сильным актерским составом, эстетике театра были близки масштабные героические спектакли (характерно для таких бывших художественных руководителей, как А. Добротин, Н. Басин) и глубокая психологическая разработка характеров (что свойственно было режиссуре Е. Табачникова). Последние годы театром руководит режиссер Е. Звеняцкий, окончивший во Владивостоке институт искусств и начинавший свой творческий путь в этом коллективе. Сегодня Е. Звеняцкий — зрелый, опытный постановщик и организатор театрального процесса. За годы руководства театром у него выработался свой индивидуальный художественный почерк, что делает театр им. М.Горького принципиально не похожим на другие коллективы.
Объективности ради необходимо отметить: не все любители театра разделяют настоящую оценку новаций Е. Звеняцкого в театре им. М.Горького [19; 4].
Камерный театр совсем недавно назывался Приморским театром юных зрителей им. Ленинского комсомола. Коллектив театра сформировался после Великой Отечественной войны в 1946 году.В первые годыон вынужден был ставить спектакли главным образом в Доме культуры моряков и в клубе им. Дзержинского, так как своего помещения не имел. Лишьв 1954 году он получил собственное здание с большим зрительным залом, хорошо оборудованной сценой, большим фойе и подсобными помещениями. Свою творческую деятельность коллектив театра начал с инсценировки романа Н. Островского “Как закалялась сталь”.
Искусство театра юного зрителя знакомо жителям Хабаровска, Иркутска, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре, Братска, Ангарска, Биробиджана и многих других городов. Отличительной чертой театра являются его обширные шефские связи.
Работа театра неоднократно отмечалась дипломами I и II степени Министерства культуры РСФСР. За успехи в развитии театрального искусства театр юного зрителя в 1977 году награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР [9; 252].
Сегодня новое название — это и новая эстетическая программа театра, ориентированная на думающего, интеллигентного зрителя. А.Л. Анисимов продолжает поиски нового языка, неповторимой индивидуальности Камерного театра на Малой сцене. И поиски эти связаны с русской классикой. Его творческий состав достаточно стабилен, на его сцене выросли, стали настоящими мастерами В. Пигаев и В. Байгулов, А. Волосянко и Н. Ленская, Е. Серебрянская и Г. Копылова, Э. Прокопцев. Кстати, почти все они — выпускники Дальневосточного института искусств (это относится и к труппе театра им. М.Горького) [19; 4].
Театральная жизнь Владивостока начиная с 1966 г. пополнилась новыми молодыми силами. Ежегодно с 20 по 30 июня на сцене театра им. М.Горького или Камерного идут дипломные спектакли выпускников театрального факультета Института искусств. Дипломные спектакли стали частью театрального процесса во Владивостоке.
Создание в 1939 году краевого театра кукол явилось значительным событием в культурной жизни Приморья. Театр много лет располагался в небольшом, мало приспособленном помещении на Светланской улице. И вот сравнительно недавно состоялось его переселение в здание бывшего кинотеатра “Приморье”. Маленьких зрителей приобщают к искусству художник Е. Турецкая, артист В. Покулевский, актрисы И. Алексеева, Н. Карманова, Л. Овчинникова, их молодые коллеги. И дети познают великое искусство сцены. Сначала в своем кукольном театре они учатся понимать законы сценического искусства, а затем уже подготовленными зрителями придут на спектакли взрослых театров [9; 251].
Следует отметить, что большой интерес проявляют владивостокцы и к спектаклям театров других городов, которые ежегодно приезжают во Владивосток.

2.2. Развитие сети библиотек

Проведенный нами анализ исторических литературных источников, посвященных развитию культуры г. Владивостока показывает, что первая общественная библиотека-читальня в городе открылась в 1902 году. Средства, отпускавшиеся тогда на приобретение книг, были очень скудны, книг в библиотеке было мало и,выдавать их на дом начали лишь с 1908 года.
Намного позже деятельность городской библиотеки расширилась. Она приобрела новые книги и открыла небольшие филиала в районах Первой речки, Матросской слободки и в Куперовской пади.
После окончательного установления в Приморье советской власти содержание библиотеки и ее филиалов было принято на городской бюджет. В 1928 году, в 40-летний юбилей литературной деятельности А.М. Горького, решением исполкома городского Совета библиотеке было присвоено имя великого русского писателя. Позже, в апреле 1944 года, Владивостокская городская центральная библиотека была реорганизована в Приморскую краевую [9; 258].
Сегодня деятельность библиотеки значительно расширилась. Фондами ее пользуются на только жители Владивостока, но и всего края. Сейчас в библиотеке более 15 тысяч читателей, которым выдается свыше 300 тысяч книг в год. Книжные фонды краевой библиотеки теперь превышают 600 тысяч экземпляров.
Библиотека им. Горького имеет абонементный отдел, два читальных зала, межбиблиотечный и заочный абонементы, библиографический и методический отделы.
Во Владивостоке сегодня насчитывается 162 библиотеки с книжным фондом в 3 миллиона 200 тысяч экземпляров.
Следует отметить, что теперь в городе не найти ни одного района, где бы не было массовой библиотеки; поскольку с ростом коммунального и жилищного строительства росло и количество библиотек, расположенных в новых жилых массивах.
Для детей сейчас в городе имеется три библиотеки. Старейшей детской библиотекой Владивостока является городская библиотека имени А.С. Пушкина, имеющая в своем фонде более пятидесяти тысяч книг [18; 2].
Большую роль в культурной жизни города играют специальные научные и научно-технические библиотеки.
Научная библиотека Дальневосточного филиала Сибирского отделения Академии наук является одной из крупнейших на Дальнем Востоке. Основание библиотеки относится к 1932 году.
В настоящее время книжные фонды библиотеки превышают 190 тысяч томов преимущественно естественно-научного содержания. Приблизительно одну треть всего фонда составляют книги и периодические издания на иностранных языках.
В библиотеке имеются книги, представляющие большой исторический интерес; в их числе книги и рукописи на старославянском языке, относящиеся в XVI-XVII векам.
Здесь собраны редкие книги по научным исследованиям в Приморском крае — сочинения Ф.Б. Шмидта, Р.К. Мака, К.И. Максимовича, Н.М. Пржевальского,В.К. Арсеньева, М.И. Венюкова. Имеются комплекты малораспространенных журналов и изданий научных учреждений, выходивших на Дальнем Востоке: “Известия Восточного института”, “Материалы по изучению Приамурского края”, “Экономическая жизнь Приморья”, “Вестник Маньчжурии”, “Экономическая жизнь Дальнего Востока” и другие [9; 259].
Библиотека осуществляет постоянный книгообмен с 325 библиотеками нашей страны и с 16 библиотеками зарубежных стран, в том числе Китая, Кореи, с европейскими и американскими научно-исследовательскими центрами [18; 2].
Одной из старейших библиотек в городе является библиотека Приморскогофилиала Географического общества. Дата ее основания — 1884 год, когда во Владивостоке было учреждено Общество изучения Амурского края, одной из задач которого являлось создание специальной библиотеки.
С первых дней существования Общества местная интеллигенция передала в фонд библиотеки ряд ценных изданий по различным вопросам географии. Это были члены-учредители общества Ф.Ф. Буссе, В.П. Маргаритов, А.М. Устинов, а также известные исследователи Дальнего Востока этнографы Б.О. Пилсудский и Л. Я. Штернберг, географ М.И. Венюков.
В настоящее время фонд библиотеки составляет 50 тысяч книг и периодических изданий. Среди них большое количество старинных изданий о путешествиях отечественных и зарубежных исследователей.
Более чем трехсоттысячным фондом книг обладает старейшая на Дальнем Востоке библиотека Дальневосточного политехнического института, на полках которой хранится весьма ценная литература по горному делу, энергетике, геологии, машиностроению, кораблестроению, строительному делу, архитектуре, живописи и т.д.
По межбиблиотечному абонементу библиотека оказывает большую помощь научным и инженерно-техническим работникам, заочникам различных вузов не только Владивостока, но и всего Приморского края [9; 260].
Следует отметить, что в 1980 году произошла централизация библиотек, объединившая библиотеки города Владивостока в Централизованную библиотечную систему (ЦБС). В 2003 году ЦБС зарегистрирована как Муниципальное учреждение культуры “Централизованная система библиотек г. Владивостока” (МУК ЦСБ) в Инспекции МНС России по Первореченскому району.
Централизованная система библиотек включает Центральную библиотеку им. А. П. Чехова и 20 библиотек-филиалов, расположенных в разных районах города. ЦСБ — это оперативный доступ к информации, возможность получить новые практические и фундаментальные знания, интересно провести свободное время.
Основные функции ЦСБ:
  • Предоставление информации для удовлетворения образовательных, культурных, социально-бытовых потребностей пользователей.
  • Обеспечение сбора информации, систематизации и хранения документов по вопросам местного самоуправления.
  • Формирование фонда библиотек ЦСБ документальными, электронными носителями информации, аудиовизуальными материалами с учетом изменений читательских потребностей, обеспечение сохранности фондов.
  • Участие в муниципальных, социальных, образовательных, культурно-просветительских, благотворительных программах.
  • Рекламная деятельность, выпуск издательской продукции.
Эффективной организации и использованию библиотечного фонда способствует принятая в 1996 г. “Программа автоматизации и компьютеризации ЦБ им. Чехова”. К услугам читателей электронный каталог ЦБ им. А.П. Чехова, включающий в себя фонд абонемента и читального зала; картотеку статей из периодических изданий; краеведческий каталог “Приморье”, содержащий полные тексты статей по истории и экологии города и края.
ЦБ им. А.П. Чехова имеет готовые базы данных: справочно-правовую систему КонсультантПлюс; сводный каталог библиотек города и базу данных “Примориана”, созданные ПГПБ им. Горького.
В 2002 г. ЦБ им. А.П. Чехова при поддержке администрации г. Владивостока получила выделенный канал доступа к Интернет [1; 17-18].
Характерной особенностью деятельности библиотек ЦСБ стали яркие, запоминающиеся вечера, встречи с интересными людьми, литературно- музыкальные композиции. В муниципальных библиотеках сегодня можно совершенно бесплатно послушать концерт, поучаствовать в викторине, получить консультацию специалиста — психолога, врача, педагога, встретиться с писателями, поэтами, артистами [3; 3].

2.3. Кинотеатры

В наследство от дореволюционного времени Владивостоку досталось два небольших кинотеатра частных предпринимателей: “Художественный” и “Арс”. Оба они подверглись коренной перестройке и были переименованы в “Комсомелец” и “Приморье”.
В послевоенные годы был открыт кинотеатр “Родина”. Но еще раньше (в 1928 году) в центре города был построен новый кинотеатр, который получил название “Уссури”.
Уже в послевоенные годы на восточной окраине Владивостока был открыт кинотеатр “Молодежный”, на западной — кинотеатр “Хроника”, на Эгершельде — “Вымпел”, а в районе Второй Речки — “Маяк”. В сквере, рядом с домом политехнического просвещения был открыт кинотеатр “Летний”.
В 1979 году демонстрация фильмов шла также во всех клубах, домах культуры, красных уголках, в кинозалах домов отдыха и курортов [9; 252-253].
В конце XX века в системе кинотеатров Владивостока начали происходит коренные изменения; многие кинотеатры, такие как “Океан”, “Уссури” просто перестали бы существовать, если бы не Эдуард Корин, генеральный директор ООО “Синема”. Благодаря изменениям, организованным данной фирмойво Владивостоке появился уникальный киноконцертный комплекс “Иллюзион”, были отреставрированы и возвращены к жизни “Океан”, “Москва”, “Уссури”, “Варяг” [11; 2].
Сегодня “Иллюзион” — это два киноконцертных зала (второй открывается в ближайшее время), оборудованных системой современного качественного цифрового звучания Dolby Digital. Это высококачественные кинопроекторы “Виктория” итальянского производства. Это три разных по стилю и ассортименту бара. Это удобная автостоянка. А в проекте еще и детская игровая площадка, магазин лицензионной видео- и аудиопродукции и зал игровых автоматов.
Наибольший интерес в этом проекте вызывает формат Dolby. Более 70 процентов фильмов во всем мире выходят сейчас именно в этом формате. Кино ведь не только “картинка”, но и звук. Здесь он шестиканальный, цифровой, объемный, погружающий непосредственно в центр действия [16; 5].

2.4. Владивостокский цирк

История Владивостокского цирка очень “древняя” и уходит в век XIX. Город у моря с самого основания был прямо-таки неравнодушен к цирковому искусству, видимо, сказалось совпадение характеров и темпераментов.
Как указывает в своей книге “Воспоминания заамурского моряка”Е.С. Бурачек, — первое цирковое представление во Владивостоке было дано в канун масленицы 1861 года.
Однако, документально означен год 1910-й, в котором работал Зимний цирк Н.К. Боровского, обслуживавший Харбин и Владивосток. Цирк имел “собственное здание, уголъ Китайской и Комаровской улицъ”. Те, кому довелось жить в те сытые и спокойные годы, забывая о старости, впадали в восторг: представления начинались бесконечными парадами-алле могучих, поголовно усатых борцов, чемпионов мира и окрестностей.
Другой “циркъ-театръ” Боровикса располагался на 1-й Морской.
Как показал проведенное литературное исследование, — бесконечна была любовь старожилов и к предшественнику нынешнего, цирку — “шапито”. Располагался он тоже на Светланской — его вылинявший брезентовый купол был украшением города [17; 1].
В канун 1974 годаво Владивостоке открылся новый цирк. Строили его ударными темпами, по уникальному, выбранному из многих, выставленных на ВДНХ, проекту. “Ракушка”, открытая навстречу океану, долго красовалась за стеклом витрины в центре города. Народ останавливался, судил и рядил о достоинствах крупнейшего цирка Дальнего Востока. Таковым он и остается — устремленным в будущее, возведенным с расчетом “на вырост” города-порта [9; 272].
Цирку сегодня нелегко. Цирк борется. Нет, не за выживание, ведь он,— бессмертен. Но за приличное и достойное существование в звании Любимца Публики. И... власть имущих. И, когда-нибудь с Божьей и человеческой помощью огромное здание будет основательно отремонтировано, да сбудется мечта коллектива и рядом вырастет свой небольшой зоопарк... И сегодняшняя серебряная сказка станет золотой [17; 1].

2.5. Художественные салоны и история развития изобразительного искусства во Владивостоке

Изобразительное искусство во Владивостоке, как и другие (музыка, театр), зародилось в силу большой общественной в нем потребности и усилиями художников-любителей. Так, в 1886 г. (с 17 по 21 апреля) во Владивостоке состоялась первая в дальневосточном регионе экспозиция изобразительного искусства, организованная Обществом изучения Амурского края. Она состояла почти из тысячи разнообразных произведений античных времен (горельефов из раскопок Помпеи), образцов прикладного искусства и произведений станковой живописи. Если учесть, что в это время все население города не превышало 13000 человек, а интеллигенции было не более полутысячи, то становится ясно: столь огромное количество произведений из частных коллекций свидетельствует о том, что формирующаяся местная интеллигенция любила этот вид искусства, почитала его и стремилась и здесь, вдали от культурных центров страны, удовлетворять свои эстетические запросы [19; 6].
19-23 декабря 1893 г. во Владивостоке состоялась первая выставка работ местного художника К.В. Богданова, написанных им во время путешествия на остров Тюлений и повествующих о жизни животных. Через три года, 29 марта - 23 апреля 1896 г., во Владивостоке прошла первая на Дальнем Востоке групповая выставка произведений местных художников, ее организатором было Общество изучения Амурского края. Благодаря газете <Владивосток>, опубликовавшей рецензию на эту выставку, мы узнаем фамилии первых владивостокских живописцев и темы их картин: г. Вольский — <Полдень>, <Шмитовка речка>, <Первая речка> (2 картины), <Амурский залив>, <Мыс Песчаный>; г. Савицкий — <Заимка>; г. Белоусов — <Остров Аскольд>; г. Богданов — <Вид на Амур> и <Гольдская стоянка>.
Во Владивостоке в 1894-1899 гг. служил будущий герой первой русской революции П.П. Шмидт. Немало одаренный от рождения и увлекающийся живописью, он создал здесь полотна <Зима>, <Мыс Хинган> и <Владивосток при лунном свете>, которые также были представлены публике на одной из выставок.
22 февраля 1900 г. состоялось учредительное собрание и было создано Владивостокское общество поощрения изящных искусств, председателем его сталвоенныйгубернаторПриморьяА.Г.Чичагов,асекретарем—М.С. Латернер.
Во Владивостоке начал свою работу художник-профессионал, выпускник Академии художеств А.А. Сахаров — первый маринист Приморья. Уже в июне 1904 г. на своей выставке во Владивостоке он представил картины <Бой у Чемульпо <Варяга>, <Корейца> с 14-ю японскими судами>, <Попытки японцев загородить брандерами вход во внутренний рейд Порт-Артура> и др. Успех выставки превзошел все ожидания. За первые шесть дней выставку посетили более 500 человек, три картины были тут же проданы и шесть новых картин заказаны художнику [19; 6-7].
С 1911 г. во Владивостоке художественные выставки устраивались ежегодно, вплоть до 1915 г., когда в условиях первой мировой войны общий тонус культурной жизни значительно снизился. На каждой выставке появлялись новые имена. Пусть живописцев было немного и не все они создавали высокохудожественные картины, но приток новых имен, появление новых работ свидетельствовали об “активности художественной жизни, о становлении ее как неотъемлемой части культурной жизни Дальнего Востока”.
Сегодня во Владивостоке открыто достаточно много картинных галерей, арт-галерейхудожественных салонов:
  • Приморская картинная галерея, в которойсобраны картины Западно-европейских и русских художников ХV-ХХ вв., а такжеэкспонируются работы современных художников России и зарубежья.
  • Арт-галерея “Версаль”, где представлены живописные и графические работы гобелен, батик, а также изделия народных промыслов.
  • Арт-этаж – галерея современного искусства художников России и зарубежья.
  • Галерея “Арка, которая занимается активной выставочной деятельностью, участвует в международных ярмарках, некоммерческих и благотворительных проектах.
  • Детская краевая картинная галерея, в которой выставлены работы учеников детских Художественных школ. Галерея проводит конкурсы детских рисунков, международные фестивали детского творчества.
  • Художественный салон “Дизайн-Микс”, занижающийсяпродажей картин приморских авторов, сувениров, изделий прикладного искусства и народных промыслов, материалов для труда художников.
А также: Художественный салон “Делин”, ЧП Григорьева, АНТИК (Антикварно-художественная галерея), The Fine Arts Salon, Владивосток - АРТ-САЛОН [19; 8-9].

2.6. Музеи

История музейного строительства во Владивостоке тесно связана с началом географического и экономического освоения территорий Приморья и Приамурья. К концу XIX века, хотя задача освоения Дальнего Востока не была полностью решена, огромный край всеми своими корнями врос в сферу общероссийской экономики и общерусской культуры.
У истоков музейного дела во Владивостоке стояли ставшие в дальнейшем широко известными ученые и исследователи Дальнего Востока: Буссе Ф.Ф., генерал-майор Надаров И.П., Янковский М.И., адмирал Макаров С.О., Бушуев И.А., Арсеньев В.К., купцы и предприниматели Бринер Ю.И., Шевелев М.Г., Бабинцев В.П., Старцев А.Д. и др.
18 апреля 1884 г. было получено разрешение военного губернатора г. Владивостока начать деятельность Общества изучения Амурского края (ОИАК) — Амурским краем тогда именовались нынешнее Приморье и Хабаровский край, поскольку Общество предназначалось для изучения и Приамурья, и Южно-Уссурийского края — территории вокруг р. Уссури, впадающей в Амур. Устав ОИАК гласил: “Общество имеет целью всестороннее изучение р. Амур, русского побережья Восточного (ныне Тихого) океана и сопредельных местностей и ознакомление с ними посредством собрания коллекций и разных сведений по всем отраслям естествознания, географии, этнографии и археологии и научной разработки собранных материалов... Деятельность Общества неразрывно связана с деятельностью музея, основанного во Владивостоке”. 24 апреля 1884 г. на общем собрании членов Общества изучения Амурского края председателем Общества был избран Буссе Ф. Ф., заведующим музеем — Маргаритов В. П.
Благодаря целенаправленной деятельности учредителей музей ОИАК с первых лет существования имел строго ориентированное краеведческое направление и счастливо избежал характерного для провинциальных музеев недостатка — бессистемности фондов и экспозиций [19; 10].
Первоначально музей располагался в одном из классов местной прогимназии. 30 сентября 1890 г. состоялось торжественное открытие небольшого здания, построенного специально для музея по проекту инженера Сергеенко Кирилла Григорьевича. С тех пор эта дата ежегодно отмечается как день рождения музея. Уже в 1891 г. в музее была открыта выставка коллекций птиц и животных. Через два года ее сменила этнографическая выставка. В 1895 г. создается первая стационарная экспозиция о природе края.
В 1896 г. своеобразным выставочным залом стал сквер у здания музея: здесь был устроен ботанический сад с 40 видами древесных и кустарниковых пород флоры окрестностей г. Владивостока. В 1902 г., а затем в 1908 г. к основному зданию делаются пристройки, вдвое увеличившие музейные площади. Эти работы, как и строительство самого музея осуществлены на добровольные денежные и материальные пожертвования жителей города и края. В 1900 г. музей ОИАК был удостоен двух медалей за участие во Всемирной Парижской выставке, представленные этнографические коллекции племен орочей, чукчей, гиляков, айнов были признаны уникальными.
В 1925 г. музей был выделен в самостоятельную единицу — Владивостокский государственный областной музей. В 1938 г. он становится Приморским краевым, а с 1945 г. стал носить имя В.К.Арсеньева.
В 1985 г. на базе Приморского краевого музея было создано музейное объединение — Приморский государственный объединенный музей им. Арсеньева, имеющий 3 филиала в краевом центре и 8 — в крае. Головному музею передали здание в центре Владивостока по ул. Ленина (ныне ул. Светланская), 20, являющееся памятником градостроительной архитектуры XIX века, старожилы помнят его как дом В.П. Бабинцева, управляющего крупнейшей в начале нашего века торговой фирмы “Чурин и Ко”. В советский период здесь долгое время располагался ТИНРО (Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии). Сейчас на трех этажах здания музея развернуты экспозиции: археологии, этнографии коренных малочисленных народов дальневосточного региона, освоения и заселения края, “Старый Владивосток”, советского периода истории края, природы и экологии и ряд передвижных временных выставок [19; 10-11].
Сегодня во Владивостоке существуют следующие уникальные музеи:
  • Музей Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН;
  • Музей Дальневосточного геологического института ДВО РАН;
  • Музей Института биологии моря ДВО РАН;
  • Музеи Дальневосточного государственного технического университета;
  • Зоологический музей Дальневосточного государственного универ-ситета;
  • Океанариум ТИНРО-центра;
  • Музей трудовой славы Дальзавода;
  • Музей боевой славы Тихоокеанского пограничного округа;
  • Музей Bладивостокской крепости;
  • Музей профессионального технического образования.
К сожалению, в рамках данной работы невозможно объемно и полно раскрыть историю создания и уникальность каждого из них, поэтому выборочно остановимся лишь на некоторых [19; 11].
Океанариум ТИНРО-центра. Океанариум является одной из достопримечательностей Владивостока. Он входит в состав старейшей рыбохозяйственной организации на Дальнем Востоке — Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-центра).
Океанариум был построен в 1990 году по проекту институт  “Приморгражданпроект”. Техническое оборудование Океанариума было поставлено и смонтировано фирмой “НИТИРО Корпорейшин” (Япония).  Своих первых посетителей он принял  12 июля 1991 г. Океанариум является морским музеем, включающим в себя сухую и живую экспозиции, которые посвящены  природе Тихого океана.  Он имеет два экспозиционных зала, общая площадь которых составляет более 1500 кв. м.
Основная часть экспозиции Океанариума берет свое начало от музея ТИНРО-центра.
За многие годы (в 1995  году ТИНРО-центру исполнилось 70 лет) сотрудниками института во время экспедиционных исследований был  собран богатейший материал по фауне и флоре Тихоокеанского бассейна.  Первая музейная экспозиция  была открыта в старом здании ТИНРО на ул.  Ленинской,  29  и пользовалась большим успехом у жителей города.  В июне 1988 года открылась выставка, созданная на базе фондов бывшего музея  в новом здании ТИНРО-центра.  По завершении строительства Океанариума, музей ТИНРО-центра был перенесен в Океанариум.
В музейной экспозиции  центральное место занимает диарама лежбище котиков и птичий базар.  Другую ее часть составляют биогруппы с пингвинами, альбатросами, латимерией и каланом, в которых морские животные показаны в естественных условиях. В витринах представлены коллекции морских раковин, кораллов, губок, рыб и других морских животных. К уникальным экспонатам можно отнести: муляжи стеллеровой коровы и латимерии,  зародыш калана альбиноса, рыбы и птицы тропиков, пингвины и многое другое.  Музейная коллекция включает более 1 тыс. экспонатов. Все они  изготовлены  или отреставрированы в таксидермической мастерской Океанариума.
В большом круглом зале в 13-ти аквариумах размещены обитатели пресноводных водоемов Дальнего Востока, залива Петра Великого,  тропических морей.  В центральном зале в 4-х холодноводных аквариумах  размещены  обитатели Японского и  Охотского морей.  Часть экспозиции посвящена декоративным аквариумным рыбам, которые размещены в автономных аквариумах.  Всего в Океанариуме содержится около 120 видов (более 2 тыс. экз.) [19; 12-13].
Технологическое оборудование Океанариума включает 29 стационарно установленных аквариумов с объемом воды от 4000 до 30000 куб. м, которые сгруппированы в 15 автономных систем с замкнутым циклом водоснабжения.  Более 40 аквариумов размещены в экспозиции и лабораториях Океанариума.
Для поддержания требуемых условий для обитателей аквариумов в цокольном этаже размещается цех водоподготовки.  В каждой из 15 автономных групп имеется своя система очистки воды,  терморегулирования и санитарной обработки. Комплекс технологического оборудования обеспечивает  требуемые параметры воды во всех группах. Контроль за работой всех систем осуществляется с центрального пульта.
Морская вода завозится танкерами из экологически  чистых  акваторий залива Петра Великого.  Она сливается в резервную емкость и далее поступает на подпитку всех замкнутых систем по мере необходимости.  Забор пресной воды осуществляется из городского водопровода. После предварительной фильтрации и отстаивания она поступает в аквариумы. Аэрация морской и пресной воды в замкнутых системах осуществляется с помощью двух компрессоров низкого давления, работающих в автоматическом режиме.
Ежегодно Океанариум посещают  160-180 тыс.  жителей и гостей города, которые знакомятся с многообразием животного мира Дальневосточных морей.
Океанариум является  современной лабораторией для проведения научных исследований по программам ТИНРО-центра. В нем содержатся редкие и исчезающие виды гидробионтов,  устраиваются тематические выставки, проводятся занятия со студентами и школьниками.
В Океанариуме ведется кропотливая работа по сбору материала и расширению экспозиции.  Развиваются международные связи с родственными организациями. В рамках этого сотрудничества проводится обмен экспонатами, видеофильмами, литературой.
Вторым интересным сооружением является Дельфинарий, который также принадлежит ТИНРО-центру и располагается рядом с Океанариумом.
Дельфинарий был построен в 1987 г. как экспериментальная    база института. В 1988 году была подготовлена демонстрационная  программа и Дельфинарий открыт для посетителей. Он был открыт на  1-2 года в надежде на скорое строительство капитального сооружения [19; 13].
По своей конструкции Дельфинарий представляет собой плавучий понтон, установленный у пирса на Батарейной набережной. Внутри понтона подвешены три садка, в которых содержатся животные. За 10 лет эксплуатации Дельфинария в нем проживали от двух до восьми белух (Delphina-pterus leucas) и от двух до восьми северных морских котиков (Callorhinus ursinus linnaeus).  Дельфинарий, несмотря на существование в городе постоянно действующих или временных выставок и других зрелищных мероприятий, пользуется неизменным вниманием жителей и гостей города. Ежегодно его посещает 100- 120 тысяч человек. В настоящее время в Дельфинарии  проживают три белухи и два котика [19; 13].
Музей боевой славы Тихоокеанского пограничного округа. До 1903 г. музей существовал как ведомственный при управлении  Тихоокеанского пограничного округа. В 1983 году для музея  передается бывшее жилое двенадцатиквартирное жилое здание по улице Семеновской 17/19. Здание является памятником архитектуры позднего классицизма, построено в 1952 году по проекту архитектора Бутько Л.Б. В период с 1983 по 1985 годы здание было капитально отремонтировано и реконструировано под музей. В этот же период велись работы по сбору экспонатов и созданию экспозиции музея. К 125-летию города, 2 июля 1985 года музей был открыт.
Фонды музея насчитывают 8,7 тыс. экспонатов как основного, так и вспомогательного фондов. Подбор экспонатов отражает историю тихоокеанской границы. В основной фонд музея входят: знаменный, нумизматический, оружейный, предметный, художественный, документальный и рукописно-печатный фонды. Вспомогательный включает в себя фонд временных поступлений из других музеев (Центральный музей погранвойск РФ и др.) и научно-вспомогательный фонд.
Экспозиция музея отражает все этапы становления границы на Дальнем Востоке и построена в хронологическом порядке [19; 14].
С подписанием Айгунского  (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров с Китаем определилась линия границы и с этого времени начинается  ее история. Большую роль в освоении границы, и пограничных районов сыграли казаки, ими были выстроены первые казачьи погранпосты, и первый из них был выстроен в 1859 г. в устье реки Тур — Турий Рог. В экспозиции представлены личные вещи первых поселенцев, которые не только охраняли границу, но занимались сельским хозяйством, лесными промыслами, осуществляли почтовую связь. Помимо походной и парадной казачьей формы имеется в экспозиции и нагайка с пикой, а также винтовка Мосина, рядового казака и револьвер, положенный офицеру. Флаги и сотенные значки, интерьер казачьей избы и материалы, посвященные возрождению Уссурийского казачьего войска.
28 мая 1918 года был подписан декрет об учреждении пограничной охраны, однако в силу особых условий на Дальнем Востоке такая охрана была сформирована лишь после изгнания интервентов 10 декабря 1922  года. Состояла эта охрана из 3 кавалерийских эскадронов по 138 человек в каждом, так как в это время граница охранялась конными разъездами. Большой интерес вызывают приспособления, применяемые нарушителями при переходе границы.
Большую роль в укреплении охраны границы в тридцатые годы сыграло служебное собаководство. И самый известный, самый знаменитый следопыт, который служил к тому же на дальневосточной границе, был Никита Федорович Карацупа. В 1932 году он начал службу на заставе “Полтавка” Гродековского погранотряда в Приморье. Карацупу называли “человеком из легенды”. Служил он на Дальнем Востоке, в Белоруссии, Закавказье. Задержал во время службы 467 нарушителей границы, вышел победителем в 120 схватках с нарушителями, прошел путь от рядового до полковника. В 1961 уволился в запас, но продолжал работать в центральном музее пограничных войск. В 1965 году был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 18 ноября 1994 года Н.Ф. Карацупа скончался.  Заставе “Полтавка” было присвоено имя героя. С приходом Н.Ф. Карацупы в нашем округе была рождена традиция “Границу на замок”. В экспозиции хранятся его документы и оружие [19; 14-15].
В 30-е годы рождена еще одна традиция “Брат на смену брату”. Когда в схватке с нарушителем погиб один брат, на смену ему на ту же заставу пришел служить другой. Как символ этой традиции в музее хранится символический меч, изготовленный на родине братьев Котельниковых и подаренный пограничникам округа.
Одна из ярких страниц в истории округа — бои у озера Хасан. Вооруженный конфликт начался 29 июля 1938 года и закончился 11 августа 1938г. За бои у озера Хасан пять пограничников, впервые в нашей стране удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Вот их имена: Алексей Сахалин и Василий Винивитин — посмертно; Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко. Две заставы нашего округа носят имена Алексея Махалина и Петра Терешкина. Сохранились письма участников тех событий, трофейный плащ японского офицера и его сабля, фото тех лет и множество осколков от снарядов, которые до сих пор хранит  земля  Хасана.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. За  военные годы 27 воспитанников округа удостоены звания Героя Советского Союза.  Их именами названы корабли, заставы, поселки, улицы в Приморье.
Командование округа принимает решение о формировании снайперских школ, а затем лучших снайперов отправляют на стажировку на западный  фронт. Один из таких снайперов — Михаил Захаров. Он проходил стажировку на Волховском фронте и как самую дорогую реликвию хранил свою фронтовую флягу, даже написал о ней стихи, и сейчас эта реликвия в музее.
Главная задача для пограничников округа это разгром Японии. Перед пограничниками была поставлена задача — “открыть” границу для прохождения регулярных частей Советской Армии. Нужно было подавить более 80 погранполицейских постов и японских пикетов. С этой задачей пограничники справились успешно. К утру 9 августа граница была  “открыта”. При подавлении одного из пикетов младший сержант Петр Овчинников повторил подвиг Александра Матросова — закрыл своим телом амбразуру японского дота. За этот подвиг он награжден посмертно орденом Отечественной войны II степени. Заставе, где Петр проходил службу, присвоено имя героя [19; 15].
Шестидесятые годы — период так называемой “холодной войны”, когда происходят неоднократные задержания нарушителей. В экспозиции представлена экипировка нарушителя, а также коллекция оружия иностранного производства и оружия, находящегося на вооружении у пограничников в то время.
В это же время обострились отношения с Китаем, которые, к сожалению, не были разрешены мирным путем, и 2 марта 1969 года раздались выстрелы на острове Даманский, на реке Уссури. При отражении провокации погиб начальник заставы Нижне-Михайловка Иван Стрельников и большая группа пограничников. Через 13 дней на другой заставе также завязался бой, но пограничники оказались более подготовленными. В бой вступает начальник погранотряда Демократ Леонов и погибает в этом бою. Китайцы были изгнаны с острова. Четыре пограничника были удостоены звания Героя Советского Союза. Демократ Леонов и Иван Стрельников — посмертно, их именами сейчас названы заставы. Виталий Бубенин и Юрий Бабанский также стали Героями. О многом рассказывают письма ребят-пограничников, они были очень молоды, любили читать, занимались фотоделом и все это также есть в музее. В экспозиции — и трофеи этого конфликта.
Большой интерес проявляют посетители к тому, как сейчас ведется охрана границы, и об этом рассказывает экспозиция зала морской охраны и пограничной авиации, воссоздан также интерьер участка границы с контрольно-следовой  полосой и системой сигнализации. Охрана морской границы начиналась с 20-х годов на маленьких катерах до современных типов сторожевых кораблей, так же как и авиация начиналась с гидросамолетов  до современных машин.
Современная история охраны границы продолжается каждый день и сейчас, днем и ночью они охраняют границу.
Специфика работы музея состоит в воспитании патриотизма на героических примерах прошлого и настоящего, в изучении военной истории. Помимо экскурсионной работы используются и чтение лекций, проведение экскурсий. Даются консультации по военной истории при подготовке различных публикаций.
К сожалению, из-за сложившихся трудностей музею не удалось издать буклет, и публикации по музею проходят в ведомственной газете “Пограничник на Тихом океане”.
Большое место в истории границы занимают воспоминания непосредственных участников событий. В них отражено время и по ним можно проследить нашу военную историю, историю границы. Сейчас эту историю пишут современные пограничники [19; 15].
Музей истории профессионального технического образования организован в 1981 г. Управлением профессионального образования администрации Приморского края. Музей занимает площадь более 100 кв. м в здании Среднего Профессионально- технического училища N 40. Основными направлениями работы его являются освещение истории профтехобразования Приморского края и профориентация.
История образования — важный элемент исторических исследований, и Музей выступает как материальное хранилище документов и иных свидетельств среднего образования в советский период нашей страны. В его фондах хранится 2500 предметов основных единиц хранения, 400 научно-вспомогательных (документы, книги, рукописи и др.). Экспозиция Музея освещает три основных темы: подготовка рабочих кадров в период с 1923 по 1940-е гг., трудовые резервы Приморья в период Великой Отечественной войны, развитие профтехобразования с 1945 г. по настоящее время [19; 17].

Заключение

Обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что цель, поставленная в данной работе — достигнута; задачи — выполнены.
В процессе работы изучено и проанализировано двенадцать литературных источников, посвященных заявленной теме; кроме того, в процессе работы были проработаны материалы, взятые из Всемирной сети Интернет.
В первой главе работы проведен краткий историко-этнографический экскурс по городу Владивостоку.
Во второйглаве нашей работы освещено развитие культурыгорода Владивостока с конца XIX — начала XX века до современных дней: развитие театров, сети библиотек, кинотеатров, музеев, художественных салонов, цирка.
В качестве основного вывода данной работы следует отметить, — Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. Основанный в 1860 году по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, пост Владивосток с 1862 года стал официально именоваться портом. В 1880 г. Владивосток получил статус города. В нем имеется более двухсот памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания конца XIX — начала XX вв. соседствуют со зданиями, построенными в конце XX в. Сохранились и жилые дома — памятники русского деревянного зодчества конца XIX века. Несмотря на массированное градостроительство последних десятилетий, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания и целые улицы.
В культурной жизни города огромную роль играют его театры: Камерный, Драматический театр им. Максима Горького, действуют Приморская филармония, цирк, картинные галереи. Во Владивостоке находится старейшее краеведческое учреждение края — Приморский филиал Географического общества России. Природу и историю края изучают многочисленные музеи, накопившие за годы кропотливой работы многие тысячи экспонатов. Среди музеев особо выделяются своими фондами Приморский краеведческий музей им. Арсеньева, музей истории Тихоокеанского флота, музей океанографии и рыбного хозяйства, есть океанариум, дельфинарий.
Поскольку проблема изучения развития культуры Владивостока сегодня все еще остается не достаточно изученной — ее дальнейшая разработка представляется нам интересной и перспективной.

Литература


Основная
1. Блохнина И. П., Алексеев А. В. Библиотека и новые информационные технологии: опыт работы Центральной библиотеки им. А. П. Чехова г. Владивостока.//Власть книги: Научно-информационый альманах. – Владивосток: ДВГУ, 2001. – Вып.2: Библиотека. Издательство. Вуз. – С.16-20.
2. Бражина Н. “Утка по-пекински”– во весь экран.//Владивосток. — 18.04.2001. – С.1.
3. Ганина З.И. Праздник в библиотеке.// Завтра России. – 1998. – март. – №4. – С.3.
4. Дубовик Е. Заказчикам ТЦ не хватате культуры.//Конкурент. – 16.11.2004. — С.2.
5. Завьялова В. Библиотека на Светланской.// Завтра России. – 1998. – 13 августа. – С.2.
6. Золкина Н. Б., Романов И. Н., Белоус Б. С. Владивосток – город окнами в океан.//Мир русского слова. – №2/2002. – С. 2-4.
7. Кандыба В.И. Художники Приморья. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 198 с.
8. Клименко О. “Океан”: волна иллюзий.//Газета “Золотой Рог”. – 19 апреля 2001. – С.1.
9. История культуры Дальнего Востока России XVII-XX веков./Под ред. Теплюк В.М. – Владивосток, 1998.–300 с.
10. Марков В.М. Здравствуй Владивосток: Путеводитель-справочник. – Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1988. – 173 с.
11. Шпагин Е. “Уссури” не быть торговым центром.//Конкурент. – 7.09.2004. – С.1-2.
12. Ярцева А. Обаятельные и привлекательные… библиотеки.//Новости. – 2004. – 26 мая. – С.2.

Интернет источники
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz