Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница

Главная > Авторские работы по темам > Психология и Педагогика

Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Информация о работе.
          Эта работа была защищена на оценку "отлично". На сайт выложены оглавление, введение, заключение и список литературы.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
         Глава 1. Теоретическое обоснование и характеристика общего недоразвития речи
         Глава 2. Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
                  2.1. Что мы знаем о сказке
                  2.2. Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
II. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, не успеваемости в целом, на выборе профессии.
Поэтому, необходимо обязательно помогать ребенку преодолевать речевые нарушения, тем самым обеспечивая полноценное, всестороннее его развитие.
Одним из методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Достоинство и привилегии данного метода заключаются в том, что наше воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления.
Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Практическая значимость работы заключается в том, что используя сказку, “сказочные занятия” в работе с детьми с общим недоразвитием речи можно по новому “подавать” давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает значительные сдвиги в развитии речи детей в позитивную сторону.
Цель работы: раскрыть роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом нашего исследования является сказка.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что если на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовать сказку, то у детей будет активно развиваться связная речь и улучшится звуковая сторона речи детей.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста;
2) раскрыть роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты и разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы и методологии: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышеизложенному, мы приходим к следующим выводам:
1) Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
2) Одним из методов, применяемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, является использование сказки (сказкотерапии). Работая со сказкой, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей, с которыми мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления.
Достоинство и роль этого метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Таким образом, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
3) Гипотеза, выдвинутая нами в данной курсовой работе, полностью подтвердилась. Если на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовать сказку, то у детей активно развивается связная речь и улучшается звуковая сторона речи детей. По завершению проведения исследования нами было проведено открытое занятие по развитию речи с использованием сказки для родителей и педагогов. А также нами были отобраны из литературы и предложены родителям тексты сказок, с помощью которых они могут продолжать обучающие и коррекционные занятия по развитию речи со своими детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: “Педагогика”, 1981. – 255 с.
2. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000. – 184 с.
3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары: “Чувашское книжное издательство”, 1980. – 115 с.
4. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: “Речь”, 2002. – 292 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: “Речь”, 2002. – 310 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: “Речь”, 2001. – 400 с.
7. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: “Издательство ДНК”, 2001. – 152 с.
8. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет./ Под ред. Дроновой Т. Н., Голубевой Л. Г., Гордовой Н. А. М.: “Просвещение”, 2002. – 143 с.
9. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб.: “Каро”, 2002. – 368 с.
10. Кот, петух и лиса. Развитие речи. М.: “Карапуз”, www. karapuz. com, 2002. – 8 с.
11. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. М: “Карапуз”, www. karapuz. com, 2002. – 8 с.
12. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М.: “Советская энциклопедия”, 1987. – 750 с.
13. Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1999. – 680 с.
14. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К., Николаичевой А. П. М.: “Просвещение”, 1984. – 240 с.
15. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”/ Под ред. Руссковой Л. В. М.: “Просвещение”, 1986. – 400 с.
16. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: “Питер”, 2000. – 288 с.
17. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: “Издательство АСТ”, 2002. – 333 с.
18. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 352 с.
19. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с.
20. Пряничный домик. Учимся работать со сказкой. М.: “Карапуз”, www. karapuz. com, 2002. – 8 с.
21. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада./ Под ред. Логиновой В. И. М.: “Просвещение”, 1992. – 64 с.
22. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: “Класс”, 1997. – 160 с.
23. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. /Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. СПб.: “Речь”, 2000. – 254 с.
24. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. СПб.: “Б. С. К.”, 1998. – 360 с.
25. Хрестоматия по логопедии. В 2-х т./ Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И., М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Т. 2, 1997. - 665 с.
26. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: “Речь”, 2002. – 168 с.
27. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: “Питер”, 2000. – 752 с.
28. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001. – 368 с.
29. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./ Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. и др. Ярославль: “Академия развития”, 2001. – 480 с.

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz