Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Ручной труд как средство подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму

Информация о работе.
          Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение, заключение.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическая часть. Ручной труд как средство подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму
         1.1. История обучения чистописанию
         1.2. Проблема обучения письму на современном этапе
         1.3. Психологическая характеристика письма
         1.4. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
         1.5. Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи
         1.6. Виды ручного труда с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи
Глава II. Практическая часть. Изучение динамики процесса подготовки руки ребенка к письму посредством ручного труда
         2.1. Обоснование выбора методов исследования ручного труда как средства подготовки руки ребенка к письму
         2.2. План и задачи психолого-педагогического эксперимента по изучению ручного труда как средства подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму
         2.3. Диагностика уровня готовности руки ребенка с общим недоразвитием речи к овладению письмом (констатирующий эксперимент)
         2.4. Подготовка руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда (формирующий эксперимент)
         2.5. Определение динамики и эффективности процесса подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда (контрольный срез)
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Работа по формированию навыков к обучению письму особенно необходима детям, страдающим различными формами нарушений речи.
Общее недоразвитие речи – это такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Для детей страдающих данной формой речевой патологии характерна недостаточная сформированность моторных функций. У большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, – на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Поскольку овладение навыками письма требует тонких координированных движений руки, коррекционная работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия, направленного на развитие и совершенствование навыков письма, а также на преодоление у детей общего недоразвития речи.
Одним из эффективных средств, активно используемых сегодня педагогами и логопедами, к подготовке руки ребенка к письму являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку ручной труд способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении таких задач, которые возникают при обучении навыкам письма, как: развитие волевых качеств, терпения, настойчивости, последовательности и энергичности в достижении цели, аккуратности и тщательности в исполнении работы; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Актуальность темы заключается в том, что ручной труд является эффективным средством подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму. В последние 2 – 3 года появилось большое количество доступной научной и научно-популярной литературы, предназначенной для родителей, педагогов и логопедов, по вопросам использования ручного труда для подготовки руки ребенка к письму. Однако работники ДОУ все еще в недостаточно полной мере используют ручной труд в работе с детьми.
Хотя еще В. А. Сухомлинский указывал на необходимость использования ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста.
О пользе и необходимости ручного труда говорили и такие великие ученые как В. Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, М. Монтессори, К. Д. Ушинский.
Огромный вклад в разработку данной проблемы внесли: В. Страковская, О. В. Корчинова, А. Н. Лебедева, Е. Краузе, Н. В. Новотворцева, В. В. Цвинтарный, Т. А. Ткаченко, Е. В. Черных, А. Толбанова, М. Аксенова, Л. М. Козырева, С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина, В. П. Потапова, А. Е. Белая, В. И. Миросян и многие другие.
Практическая значимость представленной дипломной работы заключается в том, что, используя разработанные игровые занятия по ручному труду в работе с детьми с общим недоразвитием речи можно с большей вариативностью использовать различные виды занятий ручного труда, что обеспечивает более качественную работу к подготовке руки ребенка к письму.
Цель работы: показать эффективность и целесообразность подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда.
Объект исследования: процесс подготовки руки ребенка к письму.
Предмет исследования: ручной труд как средство подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму.
Гипотеза: ручной труд является эффективным и целесообразным средством подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму, так как способствует развитию не только ручной умелости, но и волевых качеств, терпения, настойчивости, мотивационной сферы ребенка, формированию умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение, умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Задачи данной дипломной работы:
1) изучить теоретическую литературу по вопросам:
–труд как средство подготовки руки ребенка к письму;
–виды ручного труда, используемые в работе с детьми логопатами;
2) подобрать содержание и методическое обеспечение психолого-педагогического эксперимента по подготовке руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму;
3) реализовать психолого-педагогический эксперимент по подготовке руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда;
4) составить рекомендации к процессу подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. У детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, еще недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, поэтому в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Особенную актуальность имеет подготовка детей к письму, имеющих общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность моторных функций. У большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, – на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений. Поэтому работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия, направленного на подготовку руки детей к письму, а также на преодоление общего недоразвития речи.
Одним из эффективных средств, активно используемых сегодня педагогами и логопедами, к подготовке руки ребенка к письму являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку ручной труд способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении таких задач, которые возникают при обучении навыкам письма, как: развитие волевых качеств, терпения, настойчивости, последовательности и энергичности в достижении цели, аккуратности и тщательности в исполнении работы; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Подготовке руки ребенка к письму способствуют различные виды ручного труда: шитье, вышивание, аппликация, оригами, лепка, мозаика, макраме, а также конструирование и моделирование.
Вначале психолого-педагогического эксперимента по определению эффективности и целесообразности подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда был проведен констатирующий эксперимент (Методика “Дорожки” и методика “Рисование простых узоров”), результатом которого явилось получение данных об уровне готовности руки детей с общим недоразвитием речи третьего уровня к овладению письмом (Приложения). Исходя из результатов констатирующего эксперимента, учитывая различные нозологические формы речевых нарушений (дизартрия, алалия) у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня экспериментальной группы и опираясь на исследования и разработки А. Е. Белой, В. И. Миросян, С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, была разработана методика проведения формирующего эксперимента и проведен на практике разработанный методический комплекс. Для определения эффективности и целесообразности психолого-педагогического эксперимента был проведен контрольный срез, где вторично была проведена диагностика уровня готовности руки детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития к овладению письмом (Приложения). После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза была определена эффективность и целесообразность подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда (Приложение).
Исходя из результатов проделанной работы видно, что цель данной дипломной работы достигнута: выявлена эффективность и целесообразность подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму посредством ручного труда. Гипотеза, выдвинутая в данной дипломной работе, подтвердилась – ручной труд является эффективным и целесообразным средством подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму, так как способствует развитию не только ручной умелости, но и волевых качеств, терпения, настойчивости, мотивационной сферы ребенка, формированию умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение, умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы. Следовательно, ручной труд необходимо целенаправленно и систематически использовать в системе логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
По завершении психолого-педагогического эксперимента в целях осуществления преемственности был оформлен стенд для родителей на тему “Как ручной труд может помочь вашему ребенку подготовиться к школе”, а также были оформлены папки-раздвижки на темы: “Как помочь ребенку овладеть навыками письма”, “Что мы знаем о ручном труде”, “Круглый стол”.
Завершая работу, можно дать рекомендации по использованию ручного труда как средства подготовки руки ребенка с общим недоразвитием речи к письму:
для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручного труда;
видами ручного труда как средства подготовки руки ребенка к письму являются: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, моделирование. Для девочек (а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме;
развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания;
важно посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук;
все занятия ручным трудом с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых;
для занятий ручным трудом с ребенком можно использовать любые подручные материалы: мозаику, семена, мелкие орешки, крупу, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки и т. д.
необходимо внимательно следить за ребенком во занятий по подготовке руки к письму, ведь неправильно сформированный навык исправить очень сложно.

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz