Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Временные стратегии организации совместной профессиональной деятельности морских международных экипажей

Информация о работе.
          Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение и заключение.

Содержание

Введение
Глава I. Развитие представлений о времени и структуре деятельности
         1.1. Временной аспект в структуре деятельности профессионала
                  1.1.1. Развитие представлений о времени в философии
                  1.1.2. Время как понятие психологии
         1.2. Профессиональная деятельность моряков
                  1.2.1. Специфика условий жизнедеятельности на морском транспорте
                  1.2.2. Совместная деятельность моряков в рейсовый период
                  1.2.3. Временной аспект профессиональной деятельности моряков
Глава II. Методические обоснования исследования представлений о временной структуре деятельности
Глава III. Анализ и интерпретация результатов исследования представления о временной структуре деятельности у моряков международных экипажей
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

В отечественной психологии значительная часть исследований посвящены анализу влияния на субъекта труда внешних неблагоприятных условий среды, проблеме адаптации и реадаптации морских специалистов, но недостаточно исследовательских работ, анализирующих коллективного субъекта и феномены совместной деятельности. Изучение коллективного субъекта труда, осуществляющего совместную деятельность в особых условиях профессиональной активности и жизнедеятельности, является актуальной задачей психологии.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью решения научно-исследовательских и прикладных задач по эффективной организации совместной деятельности морских специалистов, работающих в составе международных экипажей.
Наличие внутренних временных стратегий, различных по своему масштабу, обусловливает различия в поведении людей, а также в организации ими своей профессиональной деятельности. В результате этого разные люди по разному воспринимают и оценивают трудовую ситуацию, что может затруднять их совместную профессиональную деятельность. Проблема существования субъективных временных стратегий организации деятельности: полихронности и монохронности является одной из интересных и важных в теоретической и практической психологии, но наименее разработанной.
Изучение и разработка фактических данных, связанных с различиями во временных стратегиях организации деятельности, может и должно быть использовано для анализа временных ошибок и оптимизации условий труда моряков.
Решение вопросов эффективной организации совместной профессиональной деятельности и изучение временных аспектов трудовой деятельности в морских экипажах означает повышение качества труда, уменьшение влияния стохастических факторов, которые отрицательно влияют на рабочий процесс и психологический климат в коллективе.
Таким образом, целью настоящей дипломной работы является изучение временных стратегий организации совместной профессиональной деятельности в морских международных экипажах.
Субъект исследования - моряки, работающие в морских международных экипажах, и курсанты МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.
Предметом нашего исследования являются временные стратегии (полихронность и монохронность) организации совместной профессиональной деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников и экспериментальных исследований по проблеме времени.
2. Описать особые условия труда и специфику вахтенного и рейсового режима труда.
3. Подобрать комплекс методик для исследования временных стратегий организации деятельности.
4. Сформировать экспериментальную и контрольную группы и провести исследование.
5. Сделать количественный и качественный анализ полученных результатов.
6. Сделать выводы по результатам теоретического экспериментального исследования.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что ведущей временной стратегией организации совместной профессиональной деятельности у моряков является стратегия монохронности.
Методология данного исследования строится на понимании времени в философских работах И. Канта, Э. Гуссерля, А. Бергсона, М. Хайдеггера.
Теоретическую основу исследования составил субъектно-деятельностный подход, разрабатываемый А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, и психологические концепции времени (общепсихологическая теория, разрабатываемая Абульхановой-Славской К.А., временной анализ деятельности Стрелкова Ю.К.; динамическая теория поля К. Левина).
Экспериментальная часть работы выполнена с применением следующих общенаучных методов: анкетирование, психодиагностический метод, к разряду которого относится метод теста, проективный метод и метод экспертных оценок, а также методы математико-статистической обработки. Метод тестов представлен использованием следующих методик: методика Томаса Коттла в модификации Фонса Тромпенаарса «Временные горизонты», опросник «Временная организация деятельности», графическая методика «Суточное распределение времени» (модифицированный вариант методик бюджетирования времени). Проективный метод представлен графической методикой «Нарисуй время».
Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке обучающих программ и профилактических и коррекционных мероприятий для специалистов - членов международных команд; при составлении лекционных и практических занятий в рамках программы повышения квалификации морских специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе мы попытались выявить и изучить временные стратегии организации деятельности, анализирующих коллективного субъекта и феномены совместной деятельности. Изучение коллективного субъекта труда, осуществляющего совместную деятельность в особых условиях профессиональной активности, является актуальной задачей психологии.
В результате существования различных временных стратегий, люди по разному воспринимают и оценивают трудовую ситуацию, что затрудняет их совместную профессиональную деятельность. Проблема существования внутренних временных стратегий организации деятельности: полихронности и монохронности является актуальной и важной в современной психологии, но наименее разработанной.
Таким образом, нами была поставлена цель изучения временных стратегий при организации совместной профессиональной деятельности членов морских международных экипажей. И сформулирована гипотеза о том, что ведущей временной стратегией при организации совместной профессиональной деятельности у моряков – членов международных экипажей, является стратегия монохронности.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие общенаучные методы: анкетирование, психодиагностический метод, к разряду которого относится метод теста, проективный метод и метод экспертных оценок, а также методы математико-статистической обработки. Данные методы представлены методикой Томаса Коттла в модификации Фонса Тромпенаарса «Временные горизонты», опросником «Временная организация деятельности», графической методикой «Суточное распределение времени» и проективной методикой «Нарисуй время».
В результате проведенного исследования мы выявили, что ведущей временной стратегией организации совместной профессиональной деятельности морских международных экипажей является стратегия монохронности. Следовательно, полученные результаты подтверждают сформулированную гипотезу, а выдвинутая нами цель и поставленные задачи достигнуты.
Изучение и разработка фактических данных, связанных с различиями во временных стратегиях организации деятельности должно быть использовано для анализа временных ошибок и оптимизации условий труда моряков. Решение вопросов эффективной организации совместной профессиональной деятельности и изучение временных аспектов трудовой деятельности в морских экипажах означает уменьшение влияния негативных факторов, которые отрицательно влияют на рабочий процесс и психологический климат в коллективе.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке обучающих программ и профилактических мероприятий для специалистов - членов международных команд, а также при составлении лекционных и практических занятий в рамках программы повышения квалификации морских специалистов.

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz