Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Развитие у умственно отсталых школьников положительных качеств личности на уроках труда

Информация о работе.
          Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение и заключение.

Содержание

Введение
Глава I. Исследования специалистов о роли труда в развитии личности учащихся со сниженным интеллектом
         1.1. Сущность личностной незрелости умственно отсталых школьников
         1.2. Труд как средство коррекции и развития личности при умственной отсталости
Глава II. Экспериментальное выявление возможностей уроков труда в развитии положительных качеств личности умственно отсталых учащихся 5-го класса
         2.1. Уровень развития у умственно отсталых учащихся 5-го класса положительных качеств личности (ответственности, коллективизма, дисциплинированности)
         2.2. Рекомендации по развитию ответственности, коллективизма, дисциплинированности у умственно отсталых учащихся на уроках труда
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец – это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность.
Человек с психической или умственной задержкой развития является личностью, для которой характерны отклонения, но развивается она по одним законам с нормой. Формирование личности умственно отсталого школьника, так же как и любого иного происходит в онтогенезе и зависит от воспитания и обучения в процессе социализации. Как указывают отечественные и зарубежные специалисты, огромную роль в этих процессах играет трудовое воспитание умственно отсталых учащихся.
Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам во всех сферах деятельности.
Как показывает анализ литературных источников, посвященных данной теме, проблема развития у умственно отсталых школьников положительных качеств личности до сих пор относится к числу недостаточно разработанных, хотя ее изучением занимались такие учение как Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, А. Р. Маллер, С. Л. Мирский, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, В. Г. Патракеев, Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, В. Н. Асикритов, Я. Г. Юдилевич, Н. М. Назарова и многие другие.
Актуальность темы заключается в том, что трудовое обучение умственно отсталых школьников не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше, поскольку именно в процессе труда у умственно отсталых школьников формируются и развиваются положительные качества личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Практическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.
Цель работы: выявление возможностей развития положительных качеств личности у умственно отсталых школьников на уроках труда.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме развития личности умственно отсталого школьника.
2. Изучение работ специалистов о роли труда в развитии личности.
3. Изучение уровня развития у умственно отсталых школьников положительных качеств личности: ответственности, коллективизма, дисциплинированности.
4. Разработка рекомендаций по развитию положительных качеств личности у умственно отсталых учащихся на уроках труда.
Объект исследования: личность умственно отсталых школьников.
Предмет исследования: развитие положительных качеств личности умственно отсталых учащихся на уроках труда (ответственности, коллективизма, дисциплинированности).
Гипотеза: уроки труда влияют на коррекцию личности умственно отсталых учащихся и развитие у них таких положительных качеств как ответственность, коллективизм и дисциплинированность. Систематически и целенаправленно используя уроки труда в системе коррекционно-воспитательной работы, мы тем самым повышаем у умственно отсталых учащихся уровень развития положительных качеств личности.
Данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и субъект, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.
В 1-й главе раскрыта сущность личностной незрелости умственно отсталых школьников, показана роль труда в развитии личности умственно отсталых школьников, освещен уровень разработанности проблемы на современном этапе, дан анализ 48 теоретических литературных источников, раскрыты основные аспекты данной проблемы, определено направление экспериментально-практического исследования.
Во 2-й главе определены план и задачи практического исследования, дано обоснование методов исследования, приведено описание всех этапов проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, разработан ряд рекомендаций для умственно отсталых школьников экспериментальной группы.
В заключении сформулированы результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, оценена практическая значимость работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В библиографии в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной дипломной работы.
В приложении описаны методики и протоколы проведенного исследования, расположены графические данные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что заявленная тема, несмотря на многочисленные исследования специалистов в данной области, по-прежнему остается значимой для нашего общества. Проведение подобных исследований необходимо, поскольку умственно отсталый учащийся является личностью со священными и неотъемлемыми правами, свойственными каждому человеку. Для этой личности характерны отклонения, но развивается она по одним законам с нормой. Развитие личности умственно отсталого учащегося в процессе социализации происходит под влиянием воспитания и обучения. Как указывают отечественные и зарубежные специалисты, огромную роль в этих процессах играет трудовое воспитание. Именно труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Поскольку в ходе обучения эти учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности. Именно в процессе труда у умственно отсталых школьников формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, труд оказывает большое влияние также и на физическое развитие детей. Занятия трудом способствуют развитию речевого общения умственно отсталых учащихся, приводит к развитию у них восприятий, представлений, мыслительных операций. Таким образом, из сказанного видно, что труд является чрезвычайно важным средством коррекции и развития личности умственно отсталых учащихся.
Проводя практическое исследование в рамках данной работы мы выявили, что одной из особенностей личностной незрелости умственно отсталых учащихся является низкий уровень развития таких положительных качеств личности, как ответственность, коллективизм и дисциплинированность. Разработав и применив на практике специальный методический комплекс, по использованию уроков труда в развивающей и коррекционной работе нам удалось значительно повысить уровень развития ответственности, коллективизма и дисциплинированности умственно отсталых учащихся экспериментальной группы.
По окончании практического исследования нами был разработан ряд рекомендаций для дальнейшего развития и коррекции положительных качеств личности умственно отсталых учащихся экспериментальной группы.
Таким образом, цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута. В процессе исследования выявлены возможности развития положительных качеств личности у умственно отсталых школьников на уроках труда.
Рабочая гипотеза данной работы полностью подтверждена: уроки труда влияют на коррекцию личности умственно отсталых учащихся и развитие у них таких положительных качеств, как ответственность, коллективизм и дисциплинированность. Систематически и целенаправленно используя уроки труда в системе коррекционно-воспитательной работы, мы тем самым развиваем и повышаем у умственно отсталых учащихся уровень развития положительных качеств личности.
В дальнейшем мы планируем продолжать изучение и разработку заявленной проблемы, поскольку трудовое обучение умственно отсталых школьников не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу умственно отсталых школьников неизмеримо больше.

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz