Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Агрессия у детей старшего дошкольного возраста

Информация о работе.
          Этот диплом был защищен на оценку "отлично". На сайт выложены введение, заключение и приложения. В приложении приводится примеры анкет для родителей и воспитателей, методика "Рисунок несуществующего животного", Метод цветовых выборов (модификация теста Люшера), конспекты занятий с детьми и психолого-педагогические рекомендации для родителей. Скачать все выше перечисленное полностью вы можете нажав на эту ссылку.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста
         1.1. Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе
         1.2. Становление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
         1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста
         1.4. Помощь и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста
         2.1. Методы и методики исследования
         2.2. Организация исследования
         2.3. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента
         2.4. Формирование конструктивных форм выражения проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста
         2.5. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента
         2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в "цивилизованном" двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности.
В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема "детской агрессии" долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.
И, тем не менее, можно констатировать, что сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой об-ласти все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование проблемы может служить интересным дополнительным информационным материалом для студентов. А разработанная и апробированная на практике коррекционная программа по формированию конструктивных форм выражения проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста может во многом помочь воспитателям ДОУ и детским психологам в обучении детей системе управления своим агрессивным поведением, а также ослабить существующие у детей негативные эмоции.
Цель работы: изучить агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста и провести работу по обучению детей конструктивным формам выражения агрессии.
Объект исследования - агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - способы конструктивного выражения агрессии детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что обучение детей старшего дошкольного возраста приемам конструктивного выражения агрессии способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень неконтролируемых, агрессивных импульсов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены задачи:
1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное изучение проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. 2. Анкетирование. 3. Беседа. 4. Наблюдение. 5. Эксперимент (констатирующий, преобразующий и контрольный). 6. Метод количественного и качественного анализа полученных данных. 7. Метод математической статистики - корреляционный анализ.
Организация исследования. Исследование было проведено на базе детского сада ДВО РАН №183 "Золотой ключик". В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в количестве 30-ти человек (экспериментальная группа 15 детей и контрольная группа 15 детей).
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
В 1-й главе раскрыты теоретические основы проблемы изучения агрессии у детей старшего дошкольного возраста: раскрыта природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе, освещено становление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, раскрыто влияние СМИ на агрессивное поведение детей, а также кратко освещены возможные пути помощи и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Во 2-й главе определены план и задачи экспериментального исследования, дано обоснование методов и методик исследования, приведено описание всех этапов и приведены графические данные проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, а также разработаны психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, изученные и использованные при выполнении данной дипломной работы.
В приложении описаны методики, использованные для проведения экспериментального исследования, приведены конспекты проведенных, в рамках преобразующего эксперимента, занятий с детьми, а также представлены психолого-педагогические материалы для родителей и педагогов по данной теме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, задачи, поставленные в работе - выполнены.
В теоретической главе работы раскрыты основы проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве основного вывода следует отметить, - ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия. Из многочисленных, существующих сегодня теорий, объясняющих природу агрессии, можно сделать следующие основные выводы: проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; агрессия может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии. В настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение: агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного с собой обращения. Становление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста - это сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, а так же стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может "сойти с рук". Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочнению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказание часто не эффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.
Ребенок получает сведения об агрессии так же из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе, с другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности его членов.
Итак, в заключение, следует особенно отметить, что у детей один из главных путей научения агрессивному поведению детей старшего дошкольного возраста - наблюдение за чужой агрессией.
Гипотеза, выдвинутая в нашей дипломной работе: мы предполагаем, что обучение детей старшего дошкольного возраста приемам конструктивного выражения агрессии способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень неконтролируемых, агрессивных импульсов - подтверждена.
Для ее подтверждения было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов, на каждом из которых был использован свой психолого-педагогический метод. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Однако любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми. Поэтому, для проведения преобразующего эксперимента нами была составлена и осуществлена на практике специальная коррекционная программа. Ее целью являлось научение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций и поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей. Коррекционная программа состояла из цикла занятий. Всего было проведено двадцать занятий по 30-35 минут каждое. Коррекция агрессивного поведения осуществлялась также и вне занятий: проводились различные специально разработанные игровые упражнения с детьми, а также в группе были созданы условия, для того чтобы дети в любой момент времени могли выразить свои накопившиеся негативные эмоции. Результаты проведенного контрольного эксперимента показали, что за время проведенной работы по формированию конструктивных форм выражения проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе, нам удалось значительно снизить уровень агрессивности детей. В то время, как в контрольной группе, где преобразующий эксперимент не проводился, уровень агрессивности детей за этот же период времени, остался неизменным. Полученные результаты были проверены методом корреляционного анализа и были подтверждены.
В ходе исследования нами был разработан ряд общих психолого-педагогических рекомендаций для родителей и педагогов для коррекции агрессивного поведения детей. Кроме того, нами было проведено открытое родительское собрание, на котором родителям были предоставлены подобранные нами психолого-педагогические материалы на тему: "Роль семьи в проявлении детской агрессивности".
Следовательно, цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута.
Поскольку в дальнейшем мы планируем продолжать изучение и разработку заявленной проблемы, то мы наметили дальнейшие перспективы работы с агрессивными детьми. Одной из важных перспектив является работа с их родителями:
1. Знакомство с семьями агрессивных детей. Выяснение причин агрессивности ребенка у родителей.
2. Консультации с родителями.
3. Проведение семинаров. Цель: изменить установку родителей на своего ребенка; объяснить родителям механизм появления гнева, а так же агрессивности как эмоционального нарушения.
4. Проведения психотерапевтической работы с родителями. Цель: вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, и собственных агрессивных поступках; проанализировать их. Научить родителей управлять собственной агрессией и проявлять ее конструктивно.
И вторая перспектива - составить и опробовать на практике коррекционную программу с учетом конкретных причин возникновения агрессии у детей.

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz