Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


Радикальный бихевиоризм Дж. Уотсона

Информация о работе.
          Эта работа была сдана на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая, вторая и третья главы, заключение и список литературы. Скачать работу полностью вы можете нажав на эту ссылку.

Содержание



Введение

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Как науку о поведении его обосновал американский психолог Дж. Б. Уотсон. В свое время рождение бихевиоризма отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого. Бихевиоризм сильно уязвим для критики, однако, в наступившем XXI веке влияние идей Дж. Б. Уотсона на современную психологию продолжается.
Значимость темы состоит в том, что современная эпоха имеет об этом научном направлении представление довольно общее и несколько поверхностное. Объясняется это тем, что данная школа - крупнейшая в мировой психологии ХХ века - всегда была представлена в России (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате - в сознании многих российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес.
Цель работы: раскрыть представление о личности в радикальном бихевиоризме Дж. Уотсона.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
1) отметить личностные черты, особенности личности и основные труды Дж. Б. Уотсона;
2) раскрыть сущность представлений о личности в радикальном бихевиоризме Дж. Б. Уотсона;
3) показать значение практического применения бихевиоральных схем.

Глава I. Личность Джона Б. Уотсона и этапы его биографии

Джон Б. Уотсон - будущий основатель бихевиоризма - родился в Гринвилле, штат Южная Калифорния, в 1878 году в семье Эммы и Пайкенса Уотсонов. Эмма была очень религиозна и вела набожную жизнь, категорически запрещая в семье алкоголь, танцы и курение. Джон был очень привязан к отцу и остался вне влияния баптистов. Многочисленные внебрачные связи Пайкенса в 1891 году привели к тому, что он ушел из семьи. Джон тяжело это переживал, и многими годами позже, когда отцу было уже за восемьдесят, отказался с ним встречаться.
После того, как отец ушел из дома, поведение Джона в школе значительно ухудшилось, что даже привело к нескольким арестам из-за драк с чернокожими сверстниками и стрельбы в черте города.1
Резкие изменения в жизни Джона Уотсона произошли после его поступления на философский факультет в университет Фурмана в Гринвилле. Джон увлекся наукой и практически полностью сконцентрировался на учебе. Он планировал выполнить обещание, данное матери - стать священником. В 1990 году в университет Фурмана Уотсон получил степень магистра.
Свое образование Уотсон продолжил в университете Чикаго, где в 1903 году получил докторскую степень. Диссертация Уотсона была посвящена изучению процесса научения у животных. Уотсон стал самым молодым доктором Чикагского университета.2
Некоторое время Уотсон преподавал в университете, где и женился на своей студентке - Мэри Икес. У них родились два ребенка, однако, семья не была прочной. Многочисленные увлечения Уотсона стоили ему преподавательского места в университете Чикаго. Из Чикаго Уотсон уехал в 1908 году, чтобы стать профессором университета Джона Хопкинса. Там он проработал до 1919 года. Здесь Уотсон разработал свое ученье о бихевиоризме как объективной науке. В 1913 г. в журнале "Psychol. Rev." появилась его программная статья "Психология с точки зрения бихевиориста", в которой сформулированы задачи бихевиоризма в противоположность интроспективной психологии как науки о "содержаниях сознания". В 1914 г. вышла книга "Поведение. Введение в сравнительную психологию". Идеи Уотсона были встречены с энтузиазмом, и в 1915 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Доработав свою теорию с учетом взглядов И. П. Павлова, Уотсон опубликовал свой самый значительный труд - "Психология с точки зрения бихевиориста" (1919). В этом же году Уотсон развелся с Мэри Икес.3
Его письма к Розалии Рейнер - аспирантке, которая готовила докторскую диссертацию под руководством Уотсона, были перехвачены женой, а некоторые из них - опубликованы в газетах.
Развод был довольно шумным и очень сильно затронул Уотсона лично. Уотсона уволили из университета - и другой преподавательской работы он найти не смог, несмотря на то, что он честно женился на Розали Рейнер. В этом браке у Уотсона родились два сына. Многие наблюдения Уотсона над собственными детьми стали основой для его психологических публикаций.4
Уотсон не смог найти преподавательскую работу и вскоре в 1921 г. поступил на работу в рекламное агентство Дж. У. Томпсона с зарплатой, в 4 раза большей, чем в университете. "Бихевиоризм", популярная книга Уотсона, вышла в 1925 г., уже после того, как он оставил область академической психологии. Работа вызвала гораздо большую критику, чем какие-либо другие книги того времени. В 20-е годы он выступил с популярными произведениями по воспитанию детей (Psychological care of infant and child (1928), переведена на русский язык в 1929 г. - "Психологический уход за ребенком"). В 1926 г. появилась последняя работа Уотсона "Пути бихевиоризма". Несмотря на то, что он был вынужден оставить академическую психологию, влияние его идей на современную ему психологию продолжалось. В рекламном бизнесе Уотсон оставался до 1945 года.
В 1935 году умерла жена Уотсона - Розалия. Эта смерть сильно затронула Уотсона, и он еще раз изменил свой образ жизни.
Уотсон основал собственную ферму, где сам ухаживал за скотом и выполнял основную работу по дому.
Незадолго перед собственной смертью Уотсон собрал все свои неопубликованные труды и сжег их, несмотря на протесты секретаря. "Когда вы умрете, умрут и все вокруг", - таков был его ответ.5
Научный микросоциум, в котором созревал Уотсон, представлял в лице Энджелла, Леба, Иеркса различные направления, сомкнувшиеся в мышлении Уотсона: функционализм, детерминизм, поиски объективных методов изучения психики животных. К этому необходимо присоединить воспринятую Уотсоном в Чикаго философскую установку: философии Уотсон обучался у Джона Дьюи. И хотя сам Уотсон впоследствии в автоиографии писал, что он никогда не мог понять, чему е все-таки учит Дьюи, прагматизм наряду с неореализмом явился философской подоплекой бихевиористской программы.6
Кроме того, как показывает анализ литературных источников, посвященных личности Дж. Уотсона, за идеями гениального ученого лежал не только дух новой Америки. В бихевиоризме было много от личных, глубоко запрятанных комплексов, уходящих корнями в детство самого Уотсона.7

Глава II. Личность в радикальном бихевиоризме Дж. Уотсона

Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом "Психология с точки зрения бихевиориста", который в том же году был опубликован. Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он их "озвучил". В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером. Но, как показывает анализ литературных источников, это был не отчаянный порыв одинокого бомбиста, а лишь закономерное разрешение назревшей революционной ситуации.8
Джон Уотсон сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название - от английского behavior - "поведение" (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).9
Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, - не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как "чёрный ящик". Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул - реакция" (S - R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. 10
Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Дайте мне, говорил Уотсон, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить в специалиста любого типа - доктора, юриста, купца или же нищего и вора - безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников.11

Глава III. Практическое применение бихевиоральных схем

Как показывает практика применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность - прежде всего в области исправления "нежелательного" поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения.
В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые, по сути дела, выступают лишь следствиями, симптомами.
Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, - поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести.12
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы.
Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие к покупке того или иного товара, - это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам покупательские реакции человека. Можно сколько угодно ругать назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.13
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на "впечатывании" (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку "правильных" реакций и устранение "неправильных".
При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится.
Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка как не форма подкрепления?14
Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком.
А вот, например, строки из Скиннера: "Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что тот становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому".
Если опустить формулировку "контроль за поведением", то даже не верится, что эти слова принадлежат "без пяти минут фашисту", которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то, и скальпелем можно зарезать. Что ж - откажемся от хирургии?15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, для своего времени (начало ХХ в.) бихевиоризм явился позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни.
Однако по прошествии полувека эти две основные силы в психологии продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в "третью силу" под знаменами гуманистической психологии.
Именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и "третья сила" оказалась небезупречна и далеко не все ее амбиции основательны.
Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И в багаж психолога следующего века войдут достижения и поведенческой школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.1. М.: Мир, 1996. - 496 с.
2. Климов Е. А. Общая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 511 с.
3. Материалы с сайта: http://www.psychology.ru/romek/behavior /awatson.htm
4. Материалы с сайта: http://pusik78.narod.ru/files/100/txt05.html
5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.
6. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Реана А. А. СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
7. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 864 с.
8. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997. - 720 с.
9. Энциклопедия глубинной психологии./Под ред. Боковикова А. М., М.: MGM Interna, 1998. - 800 с.
10. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 575 с.
1 Материалы с сайта: http://www.psychology.ru/romek/behavior /awatson.htm
2 Там же.
3 Материалы с сайта: http://www.psychology.ru/romek/behavior /awatson.htm
4 Там же.
5 Материалы с сайта: http://www.psychology.ru/romek/behavior /awatson.htm
6 Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. С. 344.
7 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.1. М.: Мир, 1996. С. 88.
8 Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997. С. 620.
9 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.1. М.: Мир, 1996. С. 88.
10 Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. С. 349.
11 Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.С. 351.
12 Климов Е. А. Общая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 312.
13 Там же.
14 Материалы с сайта: http://pusik78.narod.ru/files/100/txt05.html
15 Материалы с сайта: http://pusik78.narod.ru/files/100/txt05.html

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz