Главная страница

Библиотека авторских работ по психологии и педагогике

дипломы, курсовые, контрольные на заказ

репетиторство

материалы по психологии и педагогике

детская страница


ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ - ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

Информация о работе.
          Эта работа была сдана на оценку "отлично". На сайт выложены введение, первая, вторая и третья главы, заключение и список литературы. Скачать работу полностью вы можете нажав на эту ссылку.

Содержание



Введение

Каждый день - это смешение добра и зла. В мире и в личной жизни постоянно присутствуют факторы, которые могут мешать нам чувствовать себя счастливыми, которые "бьют" по нашему самолюбию, вызывают раздражение и пессимистические чувства. Мы живем в изменчивом мире, переполненном информацией. Этот мир "давит" на нас, вынуждая постоянно переживать неудачи, стрессы, конфликты, явные и мнимые угрозы и опасности. Личность постоянно вынуждена противостоять этому бушующему миру, защищаться от него. Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от внешних опасностей. Это - механизм психологической защиты.
Цель работы: раскрыть сущность и виды защитных механизмов.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1) изучить литературные источники, посвященные заявленной теме;
2) осветить современные представления о защитных механизмах;
3) дать общий обзор защитных механизмов;
4) раскрыть роль защитных механизмов в жизни человека.

Глава I. Современные представления о защитных механизмах

Защитные механизмы - в психоаналитической теории - любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний.
Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержит сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу.
Эти механизмы - своеобразные способы психической защиты сознательного Я (Эго) от опасных влечений и импульсов.1
Термин "защитные механизмы" впервые был употреблен Зигмундом Фрейдом в его статье "The Neuro-Psychoses of Defense" ("Невропсихозы защиты"), 1894. З. Фрейд ставит проблему защиты двояким образом: 1) ищет истории так называемой "первичной защиты" в "опыте страдания" подобно тому, как прообразом желаний и Я как сдерживающей силы был "опыт удовлетворения"; 2) стремиться отличать патологическую форму защиты от нормальной.2
После 1926 года изучение защитных механизмов стало важной темой психоаналитического исследования, особенно в работах Анны Фрейд. На конкретных примерах она показывала разнообразие, сложность, пределы применения защитных механизмов, подчеркивая, что для защиты могут использоваться весьма различные виды действий, что защита может направляться не только против влечения, но и против всего того, что вызывает тревогу.3
Из психоаналитиков, занимающихся проблемой психологической защиты, выделим Э. Фромма, К. Хорни, А. Адлера, Г.С. Салливена.
В отечественной психологией защитами занимались: Гарбузов, Березин, Столин, Захаров, Ф. В. Бассин (Психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму.), Ташлыков, Б. Д. Карвасарский (Психологическая защита как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию.) и другие. В современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением.4
В настоящее время защитные механизмы не столько классифицируются, сколько попросту включаются в одну группу по одному основному критерию: все они направлены против фрустраторов. Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов. Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Одной из причин этого исследователи считают то обстоятельство, что данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики и адаптации личности.5
А.Фрейд предложила считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация.
А.Фрейд, по-видимому, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. Другая особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение Я. Однако, и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: 15. Рационализация; 16. Фантазия; 17. Конверсия; 18. Символизация; 19. Перемещение. Кроме того, об этом полном списке следует сказать также, что в него включены не только собственно защитные механизмы, но и непосредственные поведенческие и внутрипсихические реакции на воздействие фрустрирующих ситуаций, которые в настоящее время рассматриваются отдельно. Специального рассмотрения требуют специфические защитно-адаптивные механизмы, функционирующие в сновидениях (их можно назвать "чисто подсознательными" защитными механизмами), а также те вариации вышеназванных механизмов, которые тоже выступают в сновидениях, участвуют в их образовании и разрешении в них внутренних конфликтов личности.6

Глава II. Общий обзор защитных механизмов

Итак, опираясь на вышесказанное, рассмотрим некоторые виды защитных механизмов.
* Вытеснение - наиболее универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Это сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности. Иначе говоря, вытеснение - произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию соответствующих психических содержаний.
Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию - отказ от приема пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило "анорексивное" вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. В клинике неврозов иногда встречается синдром нервной анорексии, которой чаще подвержены девушки возраста 14-18 лет. В пубертатный период ярко выражаются изменения внешности и тела. Оформляющуюся грудь и появление округлости в бедрах девушки часто воспринимают как симптом начинающейся полноты. И, как правило, начинают усиленно с этой "полнотой" бороться. Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, предлагаемой им родителями. А по сему, как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где и мануально вызывают рвотный рефлекс. Это с одной стороны освобождает от грозящей пополнению пищи, с другой - приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс срабатывает автоматически на прием пищи. И болезнь - сформирована. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена. Остались последствия. Заметим, что такая нервная анорексия - одно из трудно излечимых заболеваний.7
* Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Естественно, что эти "оправдательные" объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статуса-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Мотивы защитного характера проявляются у людей, которые, с одной стороны, вроде бы не допускают до сознания реальные мотивы, но, с другой стороны, дают этим мотивам реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом.
Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Ведь так обидно признаться всем (и самому себе в частности), что сам виноват - не выучил материал! На такой удар по самолюбию способен далеко не каждый. А критика со стороны других, значимых для тебя людей, болезненна. Вот и оправдывается школьник, придумывает "искренние" объяснения: "Это у преподавателя было плохое настроение, вот он двоек и понаставил всем ни за что", или "Я же не любимчик, как Иванов, вот он мне двойки и ставит за малейшие огрехи в ответе".
* Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этот защитный механизм является следствием вытеснения. Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь. Но здесь они не перестают оказывать свое влияние. Этот внутренний конфликт сохраняется, и значит, существует возможность того, что этот конфликт вырвется наружу, будет "обнародован". А бить по себе, давить свои желания - это трудно и больно. В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. И индивид, "не замечая" своих желаний, видит их у других, горячо осуждает и негодует по поводу их наличия в другом человеке.
Проекция легче осуществляется на того, чья ситуация схожа с проецирующим. Так, соседка - старая дева - будет горячо осуждать распущенную молодежь (особенно девушек) с ее сексуальными пристрастиями (ведь она сама-то как раз этого-то и лишена, а желания и страсти где-то в глубине душе бродят). Но еще более горячо она осудит свою же "подружку по лавочке", такую же одинокую, как и она сама: "Мол-де, характер у нее такой ужасный, что никто замуж не взял, да и подруг у нее настоящих нет, вот и кукует всю жизнь одна".
По тому же механизму проекции жена, которая на самом деле внутренне готова изменить мужу, будет ревновать его к каждой юбке. И скорее объявит мужа бабником, чем признается самой себе в своем скрытом желании заиметь роман на стороне. Не даром же самые жуткие подозревающие всех и вся собственники именно гулящие особы.
Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к этому. Иногда жалеет, что не обманывал людей, когда была такая возможность. Склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха коллег, окружающих. Именно про таких людей говорят: "В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит".8
* Отрицание - это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях "пропускать" в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.
Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары "не видит", отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений.
Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей/сложностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.9
* Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя. Этот механизм помогает усвоению социальных норм, в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг другу. Так, этот механизм срабатывает, когда подросток желает походить на выбранного им Героя. Поступки, черты характера Героя он идентифицирует со своими.
Известную роль играет идентификация в Эдиповом комплексе. Маленькие дети постепенно взрослеют. А самые наглядные примеры взрослых, с которых можно скопировать поведение, манеры и т.д. - это близкие. Так, девочка бессознательно старается походить на свою мать, а мальчик - на своего отца.
* Регрессия - это снижение к более примитивным способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям невротического типа, которые склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.
* Реактивные образования - поведение, противопоставляемое желанию. Появление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны внутреннего "цензора". "Цензор" запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение подвергается насмешкам, в то же время подростковый период - время первой любви. Именно поэтому по механизму реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности, типа дергания за косички.10
* Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере, не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.
* Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество.
* Интроекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.11
Как мы видим, механизмы защиты - это способ, с помощью которых мы защищаем себя от внутренних и внешних напряжений. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся нашими внутренними характеристиками, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько. Но, несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.12

Глава III. Защитные механизмы - это хорошо или плохо?

С помощью защитных механизмов человек, прежде всего, стремится защитить свою личность. Для человека нет ничего болезненнее, чем ущемление его самолюбия, самооценки. Защитные механизмы помогают личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний, способных нанести травму собственному положительному мнению о себе.
Защитные механизмы создают человеку "скорлупу", которая, с одной стороны, не пропускает информацию, угрожающую положительной самооценке человека, а с другой - деформирует другую часть информации для избегания отрицательных эмоций. Таким образом, человек создает для себя иллюзию спокойного и мирного существования, избавляясь от чувства тревоги, раздражения, беспокойства. Следовательно, психологическая защита - это естественное противостояние человека окружающей среде. Она предохраняет от эмоционально-негативной перегрузки. Все механизмы можно свести к единой функции: "Сохранение внутреннего равновесия". Причем, как правило, пассивное сохранение, без внутренней работы.
Гуманисты отрицают психологическую защиту, как механизмы, препятствующие личностному росту. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. А проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.13
Защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
* они действуют на неосознаваемом у ровне и поэтому являются средствами самообмана;
* они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать ее (реальность) менее угрожающей для индивидуума.
По мере нарастания отрицательного влияния извне, психологическая защита, временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной.
Люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы.
Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности. Таким образом, защита нам выгодна в повседневной жизни, так как человек встречается с огромным количеством негативных факторов. Для сохранения психического равновесия в большинстве ситуаций, еще и в силу ограниченности во времени и предотвращения эмоциональной перегрузки. Но в целом, для развития нам необходимо научиться отличать объективную реальность от субъективного восприятия, осознавать наличие этих механизмов, так как осознание позволяет нам сознательно снижать отрицательное внешнее напряжение, без ущерба для внутреннего роста. Тогда в любой момент можно перейти к активному разрешению проблемы.14
Применить защитный механизм в некоторой ситуации - все равно что поплыть со спасательным жилетом - без него можно утонуть, но если ситуация не критическая, может, стоит снять жилет и научиться плавать?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что задачи, поставленные в данной работе - выполнены.
Изучены и проанализированы три основных и два дополнительных литературных источника, посвященных заявленной теме; кроме того, в процессе работы были проработаны материалы, взятые из Всемирной сети Интернет.
В первой главе работы освещены современные представления о защитных механизмах и их сущность.
Во второй - дан общий обзор защитных механизмов. Следует отметить, что, конечно, в рамках данной работы описать все защитные механизмы человека не представляется возможным, поэтому были выбраны, на наш взгляд лишь некоторые, самые основные из них.
В третьей главе нашей работы мы постарались раскрыть роль защитных механизмов в жизни человека.
В качестве основного вывода данной работы следует отметить, защитные механизмы - любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержит сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. Эти механизмы - своеобразные способы психической защиты сознательного Я (Эго) от опасных влечений и импульсов.
Однако, применить защитный механизм в некоторой ситуации - все равно что поплыть со спасательным жилетом - без него можно утонуть, но если ситуация не критическая, может, стоит снять жилет и научиться плавать?
Наиболее известные виды защитных механизмов: отрицание, идеализация, проекция, подавление, вытеснение, регрессия, изоляция, замещение, интеллектуализация, рационализация, аннулирование, смещение, идентификация, сублимация, смещение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная
1. Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
2. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 220 с.
3. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: Попурри, 1998. - 608 с.
Дополнительная
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 480 с.
5. Материалы с сайта Интернет: http://www.psilib.ru/briling/zmp.html
6. Материалы с сайта Интернет: http://galactic.org.ua/clovo/p-z6.htm
7. Материалы с сайта Интернет: http://ethnopsyhology.narod.ru/study/ zashita/obzor.htm
8. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита детей. - СПб.: Эксклюзив, 1995. - 320 с.
1 Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. С. 7.
2 Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: Попурри, 1998.С. 556.
3 Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 8.
4 Материалы с сайта Интернет: http://galactic.org.ua/clovo/p-z6.htm
5 Материалы с сайта Интернет: http://www.psilib.ru/briling/zmp.html
6 Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 10-12.
7 Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. С. 27-30.
8 Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. С. 21-25.
9 Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. С. 16-18.
10 Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. С. 30-39.
11 Субботина Л. Ю. Психологические защиты. - Ярославль: Академия развития, 2000. С. 39-43.
12 Материалы с сайта Интернет: http://www.psilib.ru/briling/zmp.html
13 Материалы с сайта Интернет: http://ethnopsyhology.narod.ru/study/ zashita/obzor.htm
14 Материалы с сайта Интернет: http://ethnopsyhology.narod.ru/study/ zashita/obzor.htm

Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Hosted by uCoz